Учитель моей мечты

Макаренко Ирина Анатольевна – одна из тех 296 педагогов области, которые, выиграв конкурс в рамках приоритетного национального проекта «Образование”, получила грант в сто тысяч рублей. Самое интересное, что не получить его она, преподаватель английского языка обычной ростовской школы, просто не могла. Так уж повелось: во всех конкурсах, где принимает участие эта учительница с удивительно живыми, теплыми глазами, она выигрывает.

Получилось так, что, окончив Ростовский тогда еще пединститут, сразу работать в школе ей не пришлось. Это сейчас в наших общеобразовательных учреждениях дефицит учителей иностранных языков (зарплата преподавателя и переводчика несравнима), а тогда… И она занималась историей, второй своей базовой специальностью, языковую практику, конечно же, не бросая.

В 1995 году она приходит в ростовскую школу № 12, самую что ни на есть пролетарскую школу (рядом завод «Красный Аксай”) Пролетарского района, где большинство учеников – из семей не очень-то обеспеченных. Как и чем можно было привлечь к учебе детей, чье рождение и начинающееся взросление пришлось на время сумятицы в стране, на всеобщую «челнокизацию” населения?

В ее методе – наверно, это уже так можно назвать – сошлись все три страсти ее жизни: язык, история и информационные технологии в рамках проектной деятельности, что подразумевает постановку задачи, определение методов ее достижения и совместную деятельность по пути к поставленной цели учителя и ученика. А с информационными технологиями получилось вообще интересная история. Макаренко стала заниматься на курсах по web-дизайну, которые программа «Прожект Гармони” проводила для выпускников американских обменных программ. Стать участником такой программы она смогла, победив в первом своем международном конкурсе «Партнерство в образовании”. Та первая победа в 1997-м запомнилась ей больше всего, так как с нее начала Ирина Анатольевна «поверять” свои методики критическим глазом своих коллег.

Во время занятий по web-дизайну ее все время не оставляла мысль: сама она, стало быть, постигает современные технологии, а ее ученики – нет? Информатика, напомним, изучается в школе в старших классах, а она занималась в то время с девятиклассниками, у которых она вела спецкурс страноведения на английском языке с первого класса. С Донской государственной публичной библиотекой от имени школы заключается договор, и ее ребята четыре месяца занимаются в том же электронном читальном зале ДГПБ, что и их преподаватель, также изучая информационные технологии. В том году, оканчивая основную школу, они сдавали в качестве обязательного экзамена иностранный язык, с помощью мультимедийного проектора на экране демонстрируя и защищая свои экзаменационные работы – рефераты-презентации. Четыре из них, между прочим, были написаны об истории своих семей в контексте истории российской и мировой.

Такой опыт не мог пропасть даром. Те ученики Макаренко, которые пошли в 10-й класс, уже учились по программе Ирины Анатольевны, которая называлась «Интернет на уроках английского языка”. Ценнейший опыт педагога обобщен ею в трех пособиях – для учеников и учителей. Появилось на свет и еще одно – «Поликультурный мир и глобальное образование. Решения и проблемы”. Все они на региональном уровне коллегами, мягко говоря, не востребованы (заинтересовались ими лишь учителя из Сальска и Ростовского педколледжа). Зато все ее разработки вызывают большой интерес на уровне федеральном: а это и победы в многочисленных конкурсах, и проект девяти старшеклассников «Мой поликультурный мир”, разработанный под ее руководством и размещенный на сайте Издательского дома «Первое сентября” в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок” в 2006 году. Прибавим к этому выигранный Макаренко набор компьютерной техники для школы в очередном международном конкурсе (2004) и грант, с помощью которого был организован городской летний лагерь по изучению английского языка (2006).

После таких успехов педагога решением директора школы Лидии Александровны Вдовенко, во всех начинаниях Макаренко поддерживающую, в расписание уроков девятых классов вводится предпрофильный курс информационных технологий с использованием английского языка. Иначе, как мудрейшим, это решение назвать трудно, ибо сейчас только и разговоров об обучении профильном. А как подвести к нему семи-, восьми- и девятиклассников, да так, чтобы не было мучительно больно всю жизнь за неправильный выбор профессии?

И все-таки, как ей удается увлечь за собой учеников: ведь принято считать, что дети всегда не очень-то хотят учиться… Нет, возражает Ирина Анатольевна, все нормальные дети по сути своей очень любознательны. Сейчас привлекает она своих учеников к работе, демонстрируя сделанное их же сверстниками годами ранее. То есть, показывая на примере тех, кого они хорошо знают (а в школе практически все друг с другом знакомы), как можно достичь того, чтобы твои работы узнает через Интернет весь мир. После этого никого ничего заставлять делать не надо: сами приходят и сами начинают теребить учителя.

Сегодня Макаренко при воплощении в жизнь очередного своего проекта делает ставку на работу школьников именно в команде. Причем в команду постигающих информационные технологии вкупе с языком принимают всех желающих независимо от отметок. Зная свои силы, ребята сами выбирают часть работы в проекте, которую смогут выполнить. А, работая дополнительно в данной предметной сфере, поневоле подтягивается у ученика и основные знания по языку
.

Наверняка ей доводилось слышать шуточки по поводу фамилии: не родня ли она знаменитому педагогу? Но родственники по линии отца остались на Украине, а вот по линии матери Ирина Анатольевна восстановила свою родословную за сто лет. Имея перед глазами такой пример, ее ученик Слава Овчинников пошел еще дальше: с помощью Интернета он нашел родственников в пяти странах мира! С их помощью пареньку удалось выстроить историю своего рода длиною в 206 лет – причем на основе документов и фотографий. Вот и выясняется, что изучение языка и информационных технологий – не последнее дело даже при составлении генеалогического древа!

х х х

Сейчас модно стало взывать к возврату мужчин в школу. Мол, без мужского начала воспитать современного тинейджера попросту невозможно. Посмотрите на финалистов и победителей российского конкурса «Учитель года”: «тянут” мужиков вовсю. Хороши они, конечно, спору нет, но кто сказал, что женщины как профессионалы хуже? Само понятие «профессионал» не имеет женского или мужского рода. Либо тебе что-то дано, и это данное судьбой ты отрабатываешь на все сто процентов, либо… Обратное Ирина Анатольевна Макаренко доказывает успехами своих учеников. Даже не блиставшие знаниями троечники не испытывают, обучаясь в вузах, каких-либо затруднений в дальнейшем изучении языка и информационных технологий. Что касается остальных предметов, то, думается, что, научившись у нее учиться, и в иных областях знаний у бывших учеников Макаренко нет никаких проблем.

И еще один стереотип, который разбивает самим фактом активной своей работой Ирина Анатольевна. На нынешнем рынке труда одна из основных групп безработных – женщины на склоне своей трудовой карьеры. Вот уж кто никогда не останется без работы, так это – она, своим отношением к работе и высоким профессионализмом заслужившая любовь учеников и их родителей. Ни о каком окончании своей деятельности Макаренко и не думает. Впереди столько планов, и столько еще надо успеть!…

Молот, 24 ноября, с.4


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.