Газета – на все 100

Шолохов-и-журналисты

Шолохов, в завидной регулярностью писавший в областную газету, и журналисты "Молота". 1960-е годы

Областная газета Ростовской области «Молот» 17 апреля 2017 года будет отмечать вековой юбилей. Газета вобрала в себя все, что накопила донская печать за предыдущие десятилетия существования.

Не стоит удивляться тому количеству наименований газет и журналов, которые выходили на Дону в 1917 году (а было их около 200): власть, меняющаяся на юге страны с завидной регулярностью, коммуницировала с гражданами в те времена посредством лишь печатной продукции.

Первый номер прародительницы «Молота» — газеты «Наше знамя» — появился на свет 17 апреля 1917 года. Мы не знаем его сотрудников (их имена зачастую скрывались под псевдонимами и инийциалами), известно лишь имя главного редактора — Семен Васильченко, его именем сегодня названа одна из улиц Ростова. Внешне газета вобрала в себя — и не могла не вобрать! — все «родовые элементы» своего окружения: заметный логотип, яркие заголовки, обилие информации.

Популярность издания росла: уже в июне ее тираж составлял более 10 тысяч экземпляров. В октябре газета первой сообщила о том, что власть в Петрограде взяли большевики, что неудивительно, — ведь она была органом Ростово-Нахичеванского комитета РСДРП(б).

Власть, как уже сказано, менялась тогда на Дону регулярно, поэтому стоит ли удивляться разгрому типографии, где печаталось «Наше знамя», казаками Каледина 2 декабря 1917 года. Но уже в марте 1918-го газета снова начала выходить в Ростове — под названием «Рабочая правда».

История предшественника «Молота» продолжилась изданием 21 февраля 1919 года в Воронеже (Ростов был занят Добровольческой армией) первого номера «Донской правды». В дальнейшем газету печатали в Миллерово и других городах тогдашней Донской области. И опять же, история и газетные полосы не сохранили имен тогдашних журналистов и печатников, однако нельзя не подивиться их упорству и настойчивости.

26 июня 1921 года вышел в свет первый номер прямой предшественницы «Молота» — газеты «Трудовой Дон». Разнообразию предоставляемой ею читателю информации может позавидовать любое нынешнее издание. Появляется отряд внештатников-рабкоров, работающих под лозунгом «Читатель, стань сотрудником газеты!». На то он и «Трудовой Дон», чтобы писать о людях труда. Где только не бывают его журналисты: свои репортажи с верфей бывшего завода Пастухова пишет Николай Погодин, будущий автор «Кремлевских курантов» и «Третьей Патетической», даже не подозревая, что его именем лет через 50 будет названа областная премия для журналистов.

31 октября 1922 года «Трудовой Дон» опубликовал за подписью Николая Погодина инструкцию для рабкоров «Как писать». Ее положения настолько актуальны, что можно воспроизвести их и сегодня для молодых журналистов.

Более того, каждое важное официальное сообщение сопровождается в газете послесловием: как действовать, куда обратиться в затруднительном случае. Это то, что современные исследователи назовут сервисной функцией газеты.

В июле 1924 года газета «Трудовой Дон» была реорганизована в краевой орган, поскольку на карте страны появился Северо-Кавказский край. Ее название и содержание нужно было привести в соответствие с новым масштабом. Был объявлен конкурс на лучшее название, который результатов, удовлетворяющих всех, не дал.

Тогда по предложению Владимира Ставского, известного писателя и драматурга, редакция обратилась к секретарю Северо-Кавказского крайкома Анастасу Микояну. Он и посоветовал назвать газету «Молотом». По заданию редакции художник Александр Мытников, ставший впоследствии главным художником краевого книжного издательства и известным сценическим художником, придумал новый шрифт для названия газеты. Этот логотип «Молот» сохраняет и поныне.

Газета становится ежедневным изданием, она выходит и в выходные дни. Работает в газете Илья Березарк, успевая побывать и на археологических раскопках, и у Сергея Эйзенштейна, снимавшего в Нижне-Гниловской свою «Генеральную линию». Пишет экономические статьи в «Молот» Иван Алексанов, основатель дореволюционного «Ростовского телеграфа», в некрологе 1929 года названный старейшим журналистом Дона. Продолжает оформление газеты художник Александр Воронецкий, «нарисовавший» в недавнем прошлом чуть ли не все ростовские газеты. Именно с его легкой руки появляются в газете приключения нарисованных персонажей, в других странах потом названные комиксами.

Осенью 1937 года на карте страны появляется Ростовская область, и «Молот» становится ее ведущим общественно-политическим изданием. Успехи индустриализации, строительство завода «Ростсельмаш», плюсы и минусы коллективизации сельского хозяйства — все это находит отражение на страницах газеты.

22 июня «Молот» вышел как обычный номер, уделяя большое внимание культурной жизни страны и области, хотя в некоторых сообщениях уже проскальзывали тревожные нотки. Так, известная артистка Зоя Федорова, рассказывая о съемках в фильме «Фронтовые подруги», призывала девушек овладевать санитарно-оборонным делом. 24 июня, в следующем номере, тон материалов изменился принципиально. 26 июня в газете появляется первая сводка Софинформбюро.

На фронты Великой Отечественной отправились и не вернулись многие журналисты «Молота»: так, был убит под Вязьмой тесно сотрудничавший с «Молотом» писатель Александр Бусыгин. Но издаваться газета продолжала буквально до первого дня первой оккупации донской столицы, а типография «Молота» — издавать плакаты «Все на защиту Ростова!».

Первый номер «Молота» в освобожденном в 1941 году городе вышел 30 ноября — на следующий день после того, как фашистов выгнали из Ростова. Репортажи с улиц освобожденного города вел журналист «Молота» Иосиф Юдович, удостоенный в 1942 году «звания» «врага национал-социализма». Тогда «Молот», выходивший на неоккупированной территории области, жители Дона получали в виде листовок, разбрасываемых с самолета. Фашисты отвечали тем же, и одну из таких вражеских листовок с присвоенным ему «званием» журналист Юдович хранил все жизнь.

Послевоенное восстановление страны, появление Волго-Донского судоходного канала, «Атоммаша», атомной станции, сооружение жилья и других новостроек — обо всем этом изо дня в день «Молот» информировал своих читателей. На новостройки ездили в том числе и донские писатели, сохраняя многолетнюю традицию сотрудничества с газетой. Писал репортажи и очерки в «Молот» Анатолий Калинин, в свое время бывший разнорабочим на строительстве здания редакции и издательства на Буденновском, 37. Помнят полосы «Молота» и блестящие очерки Владимира Фоменко. Почти одновременно с «Правдой» в «Молоте» появляется «Судьба человека» Михаила Шолохова. Одна из лучших статей о будущем лауреате Нобелевской премии опубликована в «Молоте» Виталием Закруткиным.

Отдельная страница истории газеты 1960–1980-х — знаменитые «молотовские четверги», пользовавшиеся бешеным успехом у коллег (их инициатором и организатором был Соломон Гурвич, работавший в газете внештатно) и воспринимавшиеся как глоток свежего воздуха. Это было удивительно: в официальном органе — и такие встречи с поэтами и писателями, приезжавшими в Ростов на гастроли артистами («Молот» первым написал о Карцеве и Ильченко вкупе со Жванецким) и музыкантами, композиторами, участниками «Донской музыкальной весны» и строителями «Атоммаша», говорившими на этих встречах так свободно, как порой не говорят и сейчас.

Современную историю «Молота» представлять нет смысла — она на виду и на слуху ныне живущих. В последние два года газета преобразилась, подружилась с интернетом и продолжает вести летопись области. Хочется надеяться, что столь же подробную и объективную, как и все предыдущие 100 лет.

Статья была опубликована на don24.ru