Встречи на площади Свободы: староновогодние сюрпризы

Евгениz Апарина

Журналист Евгения Апарина с миниатюрой Максимилиана Волошина

В музее русско-армянской дружбы прошли «ростово-нахичеванские посиделки». Встреча почитателей старины обоих городов состоялась под старый Новый год уже в пятый раз

В Ростове-на-Дону на площади Свободы прошла встреча сотрудников Ростовского областного музея краеведения, журналистов, краеведов, музыкантов, художников. Темой встречи, как всегда, стал разговор о сохранении традиций Ростова и Нахичевани-на-Дону — городе, память о котором продолжает жить.

Брызги шампанского, мандарины — все было, как и положено в этот праздник. Директор Ростовского областного музея краеведения Галина Куликова, поздравив всех с праздником, помимо традиционных пожеланий, рассказала, что из таких встреч единомышленников и рождаются идеи музейных выставок и конференций.

Заведующая музеем русско-армянской дружбы Маргарита Соколова удивила многих, рассказав о поступивших в 2017 году в музей документах, в частности, женского паспорта. Оказывается, женские паспорта до 1917 года были большой редкостью: как правило, дамы были попросту вписаны в паспорта своих мужей или родственников-мужчин. А чтобы получить паспорт, документ, удостоверяющий личность, самой женщине нужно было собрать документов гораздо больше, чем представителям сильного пола.

И автомобильных «пробок», кстати, как и «пробок» из экипажей и пролеток в Ростове-на-Дону в начале века не было: на весь Ростов в 1907 году насчитывалось всего-навсего… 22 автомобиля. А в местной прессе велся спор: можно ли женщине позволять сидеть на переднем сидении рядом с шофером?!

Как выяснилось на «посиделках», самым лучшим подарком хозяину дома в те далекие года считалась… подкова. Ее обязательно нужно было прибить к двери «рожками» вверх. Кстати, до недавнего времени на некоторых воротах старых домов донской столицы можно было увидеть такие прикрепленные «подарки».

Преподнесли гостям на «посиделках» и рождественский хлеб, на деле оказавшийся вкуснейшим кексом. Его испекла сотрудник музея Ирина Сосницкая. Те, кому в будущем году будет сопутствовать везение, обнаруживали в кусочках этого хлеба фасолины. Таков был обычай: фасоль играла роль талисмана.

Но главный сюрприз ожидал гостей вечера в его финале. На вечер была приглашена известный ростовский журналист Евгения Апарина. Ее прадед Иван Гейер за участие в народовольческом кружке был осужден и выслан на задворки империи — в Туркестан.

Задворкам повезло: Иван Иванович стал в Ташкенте секретарём Сыр-Дарьинского областного статистического комитета, а затем — редактором 13-томного издания «Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области». Он работал также и журналистом, публиковавшим свои статьи в газете «Туркестанские ведомости». Сюда же писал материалы и Максимилиан Волошин, сосланный на те же «задворки». Русских интеллигентов было в тех краях не так много, многие другу друга не просто знали, но и дружили семьями.

Подружился и Иван Гейер с Максимилианом Волошиным, а тот, прекрасно зная его семью, продолжал с ними переписываться и после смерти Ивана Ивановича.

— И вот, — рассказывает Евгения Апарина, — по выходу известнейшей пластинки «По волне моей памяти» баба Зина (дочь Иван Ивановича Гейера) вдруг говорит: мол, не Макса ли там слова?… При этом открывает свой сундучок и достает из него — ни много, ни мало! — рисунок Максимилиана Волошина.

Оказывается, известный поэт, создавая открытки из своих графических работ, писал на их обороте послания и отсылал своим адресатам, одним из которых и была семья Евгении Апариной.

Журналист разрешила сотрудникам музея сделать копию раритета и использовать его в дальнейшей работе. Стоит напомнить, что в музее сейчас работает выставка «Киммерийский Серебряный век» из Дома-музея Максимилиана Волошина в Крыму.

Говорили еще на той встрече о многом — о том, что нужно установить памятный знак городу Нахичевани-на-Дону и о назревшей необходимости переименовать Пролетарский район Ростова в Нахичеванский (на карте Ростовской области должно остаться это имя), а также о том, что бренд Ростова должен говорить о главном богатстве донской столицы — дружбе народов.