Ностальгия по женственности

афиши1

Афиши выставки "Красавицы с обложки"

В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка, которую ее авторы посвятили весне и вечному желанию каждой женщины чувствовать себя красавицей.

По словам старшего научного сотрудника музея Зинаиды Римской, идея выставки «Красавицы с обложки» — показать мир женщины через женские журналы, в том числе, и журналы мод на протяжении столетия. Речь идет об отечественных журналах, хранящихся в музейных фондах и фондах Донской государственной публичной библиотеки и издаваемых с конца ХIХ века до конца ХХ века. При этом на сайте ДГПБ можно «полистать» электронные копии этих журналов в разделе РОМК, который называется «Мир женщины».

Журналы прекрасно показывают, как с течением времени менялся не только облик самой женщины, но и отношение в ней в обществе.

журнал-и-веер

Конец ХIХ века — это, в основном, журналы мод, которые старались успеть за парижскими новинками. Это и «Вестник моды», и приложение к журналу «Нива», и «Модный курьер». В начале ХХ века появляется новый тип женского журнала: это, скорее уже, литературно-общественный журнал, из всех изданий самым популярным был «Журнал для хозяек» с разделами «Модистка», «Кулинария», «Семья». В журнале печатались выкройки, публиковались рассказы и стихи. До революции он считался самым успешным женским изданием, выходя огромным тиражом.

Но время меняется и вот выходит журнал , который называется просто — «Женщина» с подзаголовком «мать-гражданка-жена-хозяйка». Если здесь и есть мода, то только на одной странице, что вполне объяснимо: в это время женщина борется за свои права.

После революции женские журналы становятся общественно-политическими с названиями, которые говорят сами за себя — «Работница», “«Хлеборобка», «Делегатка», «Колхозница», «Крестьянка». Формируется новый тип женщины: так, в одном из номеров «Работницы» можно было прочитать, как женщине лучше всего заняться слесарным делом, в другом — как женщине сподручней поднимать тяжести. И тут же — информация: ходить на высоких каблуках вредно!

арифмометр-и-берет-в-витрин

Женщина в это время приходит на службу, на производство, в вузы, потому в витрине — студенческий билет, арифмометр, беретик, шляпки, в которых представительницы прекрасной половины человечества в СССР посещали места своей работы и учебы.

Но в то же время выходит «Женский журнал», который опять же посвящен женщине — с выкройками, между прочим. И все усаживаются за швейные машинки, шьют и перешивают все что можно и нельзя. Но, просуществовав до 1930-х, журнал был закрыт «за безыдейность».

платья-и-зеркало

И, тем не менее, еще не закончилась Великая Отечественная, а в Москве и тогдашнем Ленинграде открываются Дома моды, которые начинают издавать свои журналы. Расцвет этих журналов мод пришелся на 1950-60-70-е годы. Тут и «Силуэт» (Таллинн), и «Рижские моды», настолько популярные, что купить их было невозможно, они распространялись только по подписке. Не остался в стороне и Ростов-на-Дону: в витрине можно увидеть небольшую книжечку с образцами модных платьев, которую выпускала опытно-техническая швейная лаборатория Ростгорпромсовета, предвестница Ростовского Дома моделей.

Тиражи выходивших советских женских журналов «Работница» и «Колхозница» огромнейшие. Появляется журнал «Советская женщина». Пробный образец советско-германской «Бурда моден» увидел свет в 1987 году, и с 1988 года журнал выходит огромным тиражом.

ридикюль-и-большой-флакон

Представленные журналы в витринах «разбавлены» образцами популярнейших духов советской эпохи «Красная Москва», «Быть может», «Тет-а-тет» — ностальгия по женственности в РОМК наступившей весной обретает и запахи, знакомые с детства.