Про голубиный звон
В Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской открылась выставка под названием «Предметы искусства Александра Лишневского». Даже не выслушав экскурсию, которую автор на открытии провел для зрителей, можно сказать: выставленные произведения у него «вышли» из детства.
Принципиальным, судя по месту в экспозиции, стал ассамбляж «Голубиный звон». Александр признался, что ковер, часть которого вошла в ассамбляж, действительно тот самый, который висел у него над кроватью. Он нашел его именно в таком виде в сарае (время в прямом смысле в действительности, и в переносном — в произведении искусства поглотило его детство), а фигурку голубя подобрал на одной из свалок. Совмещение двух этих вещей на кресте заставляет вспомнить тот звон, из-за которого всегда вспархивали голуби, сидящие на крышах церквей. Кстати, дернув за веревочку. Можно позвонить в скрытый за фигуркой голубя колокольчик.
В виде игрушечного кентавра представлен ассамбляж «Дон-Кихот», на спине которого -два потрепанных томика одноименного произведения Сервантеса. Тут уж разгул фантазии зрителя никто не ограничивает: это и никому не нужный сегодня идеализм, и все-таки выжившие идеалы, за которые сражался Рыцарь Печального образа.
Про «Войну», посвященную Донбассу, ничего объяснять не надо: черная почва, черные клубы то ли дыма, то ли тумана — все это заставляет содрогаться, думая о людях, которые, считает автор, сражаются за наши границы.
Думать можно на этой выставке над каждым произведением Александра Лишневского, но вот как он характеризует то направление, которое он выбрал в искусстве:
— Любая форма конечна, то есть смертна. После формы что-то остается. Момент перехода одного в другое я пытаюсь разглядеть в просвете между прошлым и будущим. «Лови момент» — говорил Д. Хармс. «Переход» — это главная тема моего творчества.
— Метаформизм — так я назвал направление, к которому относятся предметы моего искусства. «Мета» по-гречески — «после». Переход формы в двухмерное состояние сопровождается образованием складок, как на сплющенной консервной банке. В них освобождение от формы, начало перехода в иномерное. Честность нужна чтобы выразить современность. За это не платят. Честность в искусстве, в этом меняющимся мире, где лжи и лицемерия становится все больше, явление уникальное.
Достоинство художника в том, чтобы «Жить на пути к истине» (А. Тарковский). Ничего, кроме этого не надо. Любящие правду в искусстве и ненавидящие ложь — это разные люди.
Мой «Метаформизм» это путь, который я начал в 1978 году. Этот проект — ещё один «началоконец».
Выставка продлится до 19 июня 2017 года