Чтобы все школы были доступны для всех

карусель-фото-Елены-Мозгово

На открытии площадки были счастливы все. Фото Елены Мозговой

Начнем издалека: в Ростове-на-Дону возле Донской публичной библиотеки открылась игровая площадка для особых и обычных детей, созданная силами НКО и благотворителей. По словам Татьяны Семибратовой, мамы восьмилетнего Артема, прикованного к коляске, понравилось ее мальчику на открытии площадки все, особенно качели.

Далековато расположена площадка, говорит Татьяна, но иногда туда выбираемся. Если бы у нас на Западном было что-то подобное, а не только в центре. Ведь доехать туда сложно, низкопольных автобусов не так много. И пройти по улице сложно, коляска не попадает в полозья на переходах. В общем, непреодолимая среда.

Школа № 37 Советского района Ростова, куда в 2016 году в первый класс пошел, а, точнее, поехал на своей коляске Артем, практически не готова принимать таких детей. Ну, не попала она в тот год в те 22 школы города, где, по заверению властей, все было создано для инклюзивного образования. Татьяна рассказывает, как в течение года писала во все инстанции, чтобы то, что называется доступной средой, хоть каким-то образом появилось и в их школе.

За год мама добилась лишь того, чтобы на ступеньки прикрепили рельсы — и все. Если смотреть правде в глаза, то бывшие ученики этой школы, вполне здоровые в свое время дети, признавались автору этих строк, что ломали ноги — настолько она крута. А теперь представим, каково маме закатывать по ней коляску с ее сыном по тем самым рельсам, которые там проложены.

Но вот, кажется, что-то сдвинулось с места: нет, к 1 сентября этого, 2017-го, доступная среда в ростовской школе № 37 так и не появится. Но, сообщили автору этих строк в ростовской мэрии, вскоре будет объявлен тендер, определяющий строительную компанию, и рабочие возьмутся за работу. К Новому году доступная среда в школе материализуется. Правда, рассказать про детали этой среды в школе отказались. Ну, да ладно, дождемся вместе с Артемом Нового года.

А пока отправимся в школу поселка Рассвет Аксайского района, школу сельскую, что особенно важно, и, тем не менее, имеющую возможность продемонстрировать, что такое доступная среда на самом деле.

здание-школы-Рассвет

Здание Рассветовской школы

Без подъемников, но со связь

По словам Клавдии Нор-Аревян, замдиректора Рассветовской школы, они попали в программу «Доступная среда» неслучайно: в школе, одной из самых больших в районе, учатся ребята из семи окружающих Рассвет поселков. А директор школы Светлана Крат уточнила: ребят-инвалидов в школе более 10%, в то время как в среднем по РФ эта цифра лишь немногим превышает 7%.

В рамках программы появились пандусы и две сенсорные комнаты, они же кабинеты для дистанционного обучения. Сделать подъемники на второй этаж возможности не было, потому задействована видеоконференцсвязь: находясь на первом этаже в таком кабинете, ребенок может слушать учителя и принимать участие в уроке. Как это происходит, автор этих строк наблюдала, пройдя с директором школы в эти кабинеты.

в-сенсорной-комнате2-гамак

Гамаки в сенсорной комнате Рассветовской шоклы

Здесь сразу замечаешь не компьютеры, стоящие на столе у окна, а сухой бассейн, в котором с удовольствием «тонут» двое мальчишек, и гамаки, развешанные по комнате, в которых с довольными улыбками покачиваются закончившие занятия ребята. А чуть дальше — девочка, которая «рисует» песком на освещенном снизу стекле.

По словам психолога Оксаны Краснобрыжей, утомляются ребята с ограниченными возможностями быстрее, чем обычные дети, потому им необходима разгрузка — и физическая, и психологическая, для чего предназначены и бассейн, и гамаки. Она и игры придумала для детей в таком расслабленном состоянии: например, про небо, куда предлагается «улетать» и знакомиться со звездами.

Павел-в-сенсорной-комнате1

Павел в сенсорной комнате

Павел, инвалид-колясочник, учится в школе в девятом классе, перейдя сюда из другой школы. Педагоги школы, понимая возможности этого ученика, разработали траекторию его образования по специальной коррекционной программе. Большое внимание (а Павел находится на индивидуальном обучении) уделяется развитию логического мышления, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия. Как рассказала учитель географии Ольга Андреева, успехи у парня налицо — помогает его начитанность и любознательность. И тут же можно было увидеть, как с помощью монитора у Павла есть возможность присутствовать на одном из школьных уроков, обществознании, который проходил в классе на втором этаже.

Коррекционные классы как они есть

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школе организованы специальные коррекционные классы. Есть случаи, когда из коррекционных классов дети переходят в обычные, настолько хорошо подобрана и работает программа обучения каждого ученика. Такой переход определяет медико-психолого-педагогическая комиссия, которая знакомится с достижениями ребенка.

К сожалению, детей с ОВЗ меньше не становится. Но, как считает Клавдия Нор-Аревян, их не становится и больше, просто возможности инклюзивного образования вывели этих детей в школы.

на-уроке-иностранного-языка

На уроке иностранного языка в коррекционном классе Рассветовской школы

В коррекционных классах школы не по 25 учеников, а не более 15, и учителю можно найти подход к каждому ребенку. В прошлом году одна мама сопротивлялась переводу своего мальчика в коррекционный класс, но по решению комиссии он все-таки был переведен. После окончания учебного года мама пришла в школу с благодарностями: ребенок получает образование сообразно его индивидуальным способностям.

Есть в школе и обычные классы, где учатся вместе со всеми 13 «особых» детей с ОВЗ (не более четырех в каждом классе). Учитель составляет для таких детей отдельные программы.

Кадры

Архитектурную среду сделать легко, нацелить учителей на инклюзивное образование и образование «особых» детей гораздо сложнее. Не каждый из коррекционных педагогов, окончивших колледж или вуз, захочет поехать в сельскую школу. В Рассветовской школе работают 12 специалистов, которые либо имеют такую специальность, либо прошли переподготовку. И 20 педагогов в прошлом году прошли соответствующее повышение квалификации.

— Если мы не замотивируем этих детей, у них ничего не получится, — сказал учитель математики Андрей Полубояров. — Тут пригодится и игра, и придумывание заданий, и поиск намеренно сделанных ошибок. Для облегчения восприятия учебного материала используются интерактивные технологии, где акцент сделан на визуальное восприятие.

Психолог Анжелика Приходько вела занятие с четвероклассниками коррекционного класса. Цель урока, объяснила педагог, — комплексное выравнивание их развития средствами арт-терапии. На интерактивной доске появлялись рисунки. Звучал рассказ о том, что мудрость может сочетаться с молодостью души. Говорили ребята и о душе, и о любви, и о творчестве.

Поставить на ноги

Рядом с сенсорной комнатой находится медкабинет, где хозяин — медбрат Игорь Гаркушин, имеющий и диплом педагога допобразования. Он продемонстрировал аппаратный комплекс «АРМИС», с помощью которого идет мониторинг здоровья всех учеников школы, рассказал об уроках лечебной физкультуры не только для «особых» детей, но и для детей, переболевших ОРЗ. Но самым удивительным в его рассказе было то, как понятие «доступная среда» расширяет свои границы далеко за пределы школы.

Ученица школы, находящаяся дома на индивидуальном обучении, до недавнего времени не только не ходила, но и стоять не могла (у девочки ДЦП). Одна из педагогов-психологов, бывшая медсестра, и Игорь Гаркушин предложили родителям девочки свою помощь в восстановлении ее физических возможностей. Массаж, расслабляющий мышцы, и адаптивная физкультура привели к тому, что девочка становится на ноги и уже пытается ходить. Ей «поставили» и речь, так что ее занятия с педагогами сегодня проходят значительно успешнее, чем раньше.

«Внеучебка» и социализация

Дети из коррекционных классов участвуют во всех школьных конкурсах и олимпиадах, а в конкурсах прикладного мастерства их способности проявляются в полной мере. Светлана Крат рассказала о работе «Барсик-шалун» пятиклассников Кирилла Рогачева и Дениса Сорокина, занявшей первое место на районном конкурсе и третье — на областном. Она отослана на федеральный конкурс «Детство без границ».

В районе есть традиция Рождественских встреч, в ходе которых администрация района награждает отличившихся ребят. «Особые» дети в списках награжденных — не исключение. А ведь для любого ребенка и на школьном уровне грамота — большая радость, а уж на районном — полный восторг.

И еще об одном, но очень важном: хотя инвалид-колясочник Павел приезжает в школу несколько раз в неделю на два-три урока (своих, индивидуальных), заметно было, что сверстники его знают, — здороваются, спрашивают, как дела. И тот радостно отвечает, понимая, что в школьном коллективе он не чужой. Не это ли одна из целей появления программы «Доступная среда»: включение в жизнь общества тех, кто до сих пор был лишен этого?