Кто помнит, откликнитесь
Ученые Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону) в течение нескольких лет будут изучать войны XVIII — начала XXI веков, которые так или иначе затронули юг России. Исследователи поставили цель понять, какое влияние оказали войны на историческую судьбу южного макрорегиона — не только военнослужащих, но и мирных жителей.
Южное направление всегда доставляло собой серьезные проблемы для российских властей. Потери в войнах на юге в XVIII—XIX веков (русско-турецких, русско-персидских, Кавказской, Крымской) заметно превышали потери в войнах России на других направлениях. Только после окончания Великой Отечественной войны образовались три «демографические ямы».
Однако войны вели не только к потерям. Боевые действия ухудшают экологическую ситуацию. Войны вызывают природные аномалии: жесточайшие морозы (в 1812-м и в 1942-м), продолжительные ливневые дожди, беспощадные засухи, колоссальное загрязнение воздуха, воды и сельхозугодий.
Рассказывает директор ИСЭГИ ЮНЦ РАН, доктор исторических наук Евгений Кринко:
— В конце 20 начале 21 веков Юг России был единственным российским регионом, где шли активные боевые действия. Поэтому нам так важна беседа с каждым, кто был свидетелем этих событий. Участники проекта не только работают в архивах, но и проводят опросы, встречаются как с экспертами, так и с непосредственными свидетелями событий. Это воины-интернационалисты, воевавшие в конце 1970–1980-х годах в Афганистане, участники и очевидцы осетино-ингушского, грузино-абхазского конфликтов, боевых действий на территории Чеченской Республики, Луганской и Донецкой республик. Своих собеседников мы называем «носителями памяти».
Как рассказала научный сотрудник ЮНЦ РАН Евгения Михайловна Горюшина, в сентябре ученые провели ряд интервью в Назрани, встретившись с жителями Пригородного района Северной Осетии, чьи родственники (192 человека) осенью 1992 года без вести пропали в ходе осетино-ингушского конфликта.
— Некоторые семьи потеряли сразу от 1 до 4 и более человек. Вот уже 25 лет люди живут надеждой найти останки своих близких и похоронить. Мы спрашивали своих собеседников о событиях тех лет, об их причинах и последствиях, хотели узнать их оценки произошедшего. Наши собеседники охотно рассказали нам о том, как они пережили те дни, что больше всего оставило след в их памяти, как события 1992 года повлияли на их дальнейшую жизнь и ближайших родственников, как они живут все эти годы. Очевидно, что до сих пор их проблемы не решены. Конечно, мы хотим получить полную картину отдельно взятого конфликта и в ближайшее время также будем общаться с другими очевидцами конфликта.
Телефон в ЮНЦ, по которому можно обращаться — 2509816 (Кринко Евгений Федорович)