Вот так и продавай памятники «эффективным собственникам»!
В социальных сетях не так давно обсуждалcя «гламурный фасад» одного из домов на Пушкинской. Удалось найти его изображение до того, как новый владелец «приспособил» его к своим вкусам. По некоторым данным, такая переделка в 1990-е согласована с органом, памятники охраняющим…
Впрочем, Ростов уже ничем не удивишь — и фасадом Думы, выкрашенным в цвет «детской неожиданности» (при этом на голубом глазу автор проекта уверяла, что таков он на исторических снимках, правда, не вспомнив при это, что цветного фото тогда в Ростове не было, и фотографии раскрашивали кто во что горазд), и розовыми стенами в таком памятнике конструктивизма, как театр имени Горького (конструктивизм и нечто розовое внутри — да Щуко с Гельфрейхом в гробах перевернулись! А ведь автор — та же дама!), и штукатуркой фасадов домов в «кирпичном стиле».
Так вот, у этого дома (второго от угла, а значит, не № 105, а № 103 по Пушкинской) был интересный хозяин, которого звали Иосиф Файн. Представлял он в городе бельгийское акционерное общество «Трамвай», был дежурным членом Ростовского коммерческого клуба. Был он и любителем театра, причем любовь эта выразилась материально — а именно в том, что вместе с Львом Волкенштейном, соучеником Антона Чехова по таганрогской гимназии, в начале ХХ века владел театром, который тогда стал называться просто Ростовским, а некогда назывался по фамилии прежнего владельца и строителя — Асмоловским.
Иосиф Моисеевич Файн также представлял в Ростове Русское театральное общество.
Что стало с владельцем особняка после 1917-го — неизвестно. Известно только, что он, как и многие особняки, был разделен на коммунальные квартиры, а капитального ремонта в советские годы так и не дождался. В 1990-е дело дошло до обрушения крыши и перекрытий. Вот и стали в Ростове искать ему «эффективного собственника». Их сменилось несколько, и, наконец, работавшая тогда областная инспекция по охране и эксплуатации памятников вроде как согласовала один из проектов возрождения дома.
Новый хозяин не нашел ничего лучшего, как вставить зеркальные стекла в окна да втемяшить свой вензель на фасад здания (про надстройку уже промолчим…). Ну, и, конечно, огородить его — то есть, и подходить не смейте.
Как же хочется надеяться, что в Ростове (да и в области!) в скором времени закончится эпоха «первоначального накопления капитала», и выкупать объекты культурного наследия станут уже дети тех, кому в погоне за этим самым капиталом недосуг было набраться хоть какой-то «культурежки».