Про АРТ-городок

момент-репетиции1-1

Момент репетиции в библиотеке

В основу проекта «АРТ-городок» его авторами положена поддержка «особых» детей в их желании заниматься творчеством, подкрепленная освоением ими основ актерского мастерства и сценического движения. Автор этих строк побывала на одном из занятий, которое проходило в Донской государственной публичной библиотеке.

Как все рождалось

На улице жарко и шумно, в залах библиотеки — тихо и прохладно. Один из них предоставлен «особым» ребятам самого разного возраста и их родителям, с которыми начинает репетицию режиссер Александр Рыбин. А пока все устраиваются на стульях и готовятся к процессу, автор проекта «АРТ-городок» и руководитель АНО «АРТ-ПРОСВЕЩЕНИЕ» Татьяна Новоселова рассказывает о том, как совсем молодой их некоммерческой организации удалось выиграть президентский грант под свой проект.

Психолог Наталья Волконская, руководитель проекта Татьяна Новоселова и дефектолог Татьяна Чимпоеш

Психолог Наталья Волконская, руководитель проекта Татьяна Новоселова и дефектолог Татьяна Чимпоеш на репетиции в библиотеке

— Акцент в работе нашей организации, — говорит Татьяна Алексеевна, — сделан на поддержку детей и незащищенных групп населения. Потому мы курируем и серебряных волонтеров, и работаем с детьми, имеющими особенности в развитии. А проект «АРТ-городок» и рассчитан на развитие у них интереса к творчеству с помощью такого метода, как сказкотерапия. Это как раз то, что подходит для всех детских возрастов, потому у нас в группе ребята — от трех до 18 лет. Они пришли к нам из таких организаций, как «Лучики добра», «Надежда», «Содействие» и «Ветер перемен». Работают с ними сотрудники «АРТ-ПРОСВЕЩЕНИЯ» на волонтерских началах.

Александра Чернова, завотделом искусств ДГПБ, рассказывает о том, что разрешение на проведение занятий в библиотеке с «особыми» детьми было получено авторами проекта сразу. «Подобные практики у нас уже были, но они были разовыми, — говорит Александра, — системных занятий не было. Были оговорены нюансы, и репетиции начались. Лекционный зал подошел потому, что здесь есть места и для творческих занятий за столами — для лепки, рисования. И в то же время зал большой и подходит для активных занятий. При этом дети находятся рядом с родителями».

Кадры

Проект реализуется на трех площадках: «публичка» — одна из них. «Нас сюда пустили заниматься еще до того, как мы выиграли грант», — отмечает Татьяна Новоселова и говорит про то, что такого большого пространства, как предоставленный для репетиций лекционный зал, в их распоряжении еще не было. Репетировали и в офисе «Лучиков добра», и в «швейном коворкинге» Жанны Караченцевой.

Вот уж кто активен в проекте: каждый вторник на территории у Жанны мы шьем, рассказывает Татьяна Алексеевна. Да, да, шьют все — и, прежде всего, родители. Изначально там было решено шить своими руками костюмы, но пока идут репетиции, мамочки шить стали много еще чего. Самое удивительное, что на эти занятия приходят… мальчики, которым нравится рукодельничать.

Помогают ребятам шить студентки-волонтеры из Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова Ирина Волкова и Полина Ковшонова. «Я люблю детей», — объясняет свое присутствие в проекте Ирина. «А у меня образовалось свободное время, да и волонтерская книжка — это тоже неплохо», — говорит Полина. Попробовать же себя в качестве дизайнеров костюмов — совсем хорошо. Но пока до костюмов далековато, потому после репетиции все сели за столы рисовать. А рисовали все — и четырехлетняя Маша, и вполне взрослая Соня, и ребята-непоседы, согласившиеся на роли тараканов в «Мухе-Цокотухе».

Психологу Наталье Волконской, члену команды проекта, интересны необычные дети. Самим ребятам важна социализация, но и другим членам общества необходимо выработать отношение к таким детям как к самим себе. «Если мы сможем дать понять особым ребятам, что они нужны, — говорит Наталья, — что они могут делать то же, что и остальные, это будет замечательно. Обратите внимание, как работает режиссер: он не делает различий между родителями и их детьми, для него они все — актеры и выполняют одни и те же действия».

Ставит спектакль, как уже сказано, режиссер Александр Рыбин, он ведет театральную студию «Преображение» при храме Георгия Победоносца. Работа идет над пьесой-сказкой «Муха-Цокотуха». Идти или не идти в проект у Александра Степановича даже вопрос не стоял: конечно, идти, ведь он занимался в своей студии со всеми детьми, которые приходили к храм. «Особые» дети, по его словам, видят мир по-особому и иногда вносят в спектакль такую изюминку, о которой бы и сам бы режиссер не догадался. Каждый ребенок, несмотря на свои особенности, актер, и в спектакле нужно помочь ему раскрыться. Пока это удается.

Более того, на базе проекта создана театральная студия «Страна чудес», которая, как предполагается, будет работать постоянно. «И сейчас бы работали чаще, чем раз в неделю — было бы свое помещение», — вздыхает Татьяна Новоселова.

Родственники

На занятиях ребят присутствуют родители. Про них — рассказ особый. Сказать, что эти мамы-папы настоящие герои, буквально растворившиеся в своих особых детях — не сказать ничего, как бы не банально это звучало. Хотя, как известно, банальность — обратная сторона мудрости.

Елена Кулиш приходит на занятия с дочкой Альбиной. Узнали они о проекте в своей организации «Ветер перемен». «Хотелось для ребенка чего-то нового, — говорит Елена Николаевна, — и это новое необходимо пробовать всегда». Альбина, поначалу не очень-то воспринимающая происходящее, в итоге пробуется на главную роль — той самой Мухи-Цокотухи, у которой приключения начались с того, что она нашла «денюжку».

На Елене Николаевне симпатичное платье — ну, платье как платье, если не считать того, что сшито оно на занятиях в той самой «швейной резиденции», где в будущем будут рождаться костюмы исполнителей. Причем сшито за один день!

— А еще была ситуация, — рассказывает Татьяна Алексеевна, — когда на репетицию обычный 16-летний подросток пришел поддержать младшего брата, четырехлетнего, а в итоге влился в репетиционный процесс.

Мамы занятых в спектакле ребят прямо-таки живут спектаклем. И когда нужно было изобразить таких героинь, как букашки (тех самых, которые выпили из мухиного самовара по три чашки), с азартом включились в процесс. Так что представление стало получаться семейным.

упражнение-море2-1

Упражнение "Море волнуется" нравится всем

Расслабление после активного творчества важно для всех — тем более для особых детей, устающих гораздо быстрей ребят обычных. Потому вытащил Александр Степанович как фокусник из своего чемоданчика бирюзовую простынь, предложив всем поиграть в привычную детскую игру «Море волнуется». Со смехом и радостными криками все то дружно поднимали полотно, то прятались под ним.

В финале занятий психолог Наталья провела для родителей антидепрессионный тренинг, в ходе которого мамы и папы учились расслабляться после стрессов.

Татьяна Чимпоеш, дефектолог, сейчас работает с пожилыми людьми, но и с детьми, признается, работать очень интересно. Здесь большое поле деятельности, и неважно, если ребята на занятиях не достигнут уровня правильной актерской речи. Работая с этими детьми над звуками, можно многое сделать для их развития, уверена Татьяна.

рисуют-все1-1

Рисовать хотели все

А еще в ходе разговоров выяснилось, что обнаружился у проекта первый спонсор — компания «Амурская легенда», которая на занятия поставляет питьевую воду (в Ростове жара – до 40 градусов!). Как говорится, «лиха беда начало».