О невозможности счастья
Ростовский академический театр драмы имени Горького начал свой юбилейный 155-й сезон премьерой чеховских «Трех сестер» — пьесы, с 1960-го года не появлявшейся на его сцене.
Поставил эту драму режиссер, хорошо известный ростовским зрителям — народный артист Грузинской ССР Георгий Кавтарадзе. Он создал в Ростове спектакли «Король Лир» и «Ричард III», а в Таганроге — «Гамлет» и «Поминальная молитва».
Как писал автор, его пьесу сможет сыграть любая труппа, где есть три хорошие актрисы и актеры-мужчины, умеющие носить военный мундир. Актрисы в театре на роли сестер нашлись — Юлия Кинеберг, Елена Климанова и Оксана Войцеховская, а вот умеют или нет исполнители носить мундир, решать, наверно, людям военным. Из трех сестер наиболее «чеховской», с точки зрения автора этих строк. является Ольга (Елена Климанова), присутствующая на сцене с таким достоинством, с каким, как представляется, и жили «чеховские барышни» в те времена.
Такого Тузенбаха, как Алексей Тимченко, пожалуй, в многочисленных постановках пьесы видеть не доводилось. Он слишком интеллигентен, этот барон, слишком мягок и предан любимой женщине, чтобы остаться в живых рядом с таким соперником, как Соленый (Александр Волженский). Чуть заметный акцент и очки (!) делает его трогательным донельзя. И непонятно, почему Ирина так и не смогла полюбить этого действительно обаятельного человека.
А не смогла потому, что счастья в этой жизни (в этом времени — так и хочется сказать в «безвременье» — и в этом городе) быть не может по определению. Недаром художники Бидзина Кавтарадзе и Валентина Сергеева поместили березки, без которых после знаменитой постановки МХТ уже невозможно представить эту пьесу, на черном фоне, что выглядит весьма зловеще с самого начала.
На сцене, кажется, впервые в истории театра присутствует и играет вполне определенную роль духовой оркестр (дирижер — Александр Тянтов), упомянутый Чеховым в ремарках к пьесе.