Четверть века на «горьковской сцене»

Хэриет-Юлия-Борисова в спектакле по пьесе тДж.Чепмена и Дейва

Хэриет-Юлия Арзуманова в спектакле по пьесе Дж.Чепмена и Дейва Фримена "Ключ для двоих"

Заслуженная артистка России Юлия Арзуманова, более известная театральной публике как Юлия Борисова, отметила юбилей — и не только круглую дату в жизни, но и 25 лет служения театральному искусству. Именно столько — четверть века она выходит на сцену Ростовского академического театра драмы имени М. Горького.
— В семье ждали рождения мальчика. А родилась девочка, которой дали имя Юлия с тем, — рассказывает Юлия Станиславовна, — чтобы стала она полной тезкой известнейшей тогда актрисы театра имени Вахтангова Юлии Борисовой.

Вивиан в спектакле Будьте здоровы

Вивиан (Юлия Арзуманова) в спектакле "Будьте здоровы" (по пьесе Пьера Шено)

И нужно сказать, тех, кто ее так назвал, девочка не подвела — несмотря на то, что в государственный институт театра и кино имени Шота Руставели ей довелось поступить в 21 год — в возрасте, когда юные девушки обычно заканчивают обучение. Но ее сыну было тогда больше года, и до поступления в вуз она послужила и санитаркой в военном госпитале, и костюмером в тбилисском ТЮЗе. В учебе она оказалась перфекционистом, окончив вуз с красным дипломом в 1993 году.

Смысл начавшейся в республике войны в это время был не очень понятен, да и угроза для жизни стала весьма реальной, потому родители приняли решение переехать в Ростов. Город был знаком юлиному отчиму: его мама жила в юности в Ростове. Потому он всегда ездил на каникулы к бабушке, которая жила в Нахичевани. Всем членам семьи пришлось начинать все с начала.

За годы работы в театре она сыграла более 50 ролей, проявив себя как актриса яркой индивидуальности, широкого творческого потенциала, способная к перевоплощению в рамках разных амплуа.

Одна из первых ярчайших ролей — Лидия в «Бешеных деньгах» Островского. Тогда в 1995-м этот спектакль поставил в ростовской драме Геннадий Тростянецкий. Постановка завоевала награды фестиваля «Русская комедия» и была показана в столице на сцене Малого театра. В этом спектакле блистали все — и Владислав Ветров, и Игорь Богодух, и Татьяна Шкрабак, но в центре всего и вся были, конечно же, они, совсем молодые Юлия Борисова и Сергей Галкин — Лидия Чебоксарова и Савва Васильков. И если с самого начала было понятно, что Василькова, пришедшего чуть ли не с деревенской околицы, ведет любовь, как-то быстро перерастающая в расчет, то Лидия Борисовой приходит к этой любви через отрицание, угрозу нищеты и покаяние. И все это игралось молодыми актерами на таком пределе искренности, что почти четырехчасовой спектакль пролетал в мгновенье ока.

Ушедшие в историю «Брызги шампанского» появились в Год Быка. Одна из создательниц спектакля, балетмейстер Алла Тиме сделала ставку на Борисову: она была единственной танцовщицей среди «подтанцовки» мужчин, выполнявших фактически роль оправы для такого изящного «бриллианта». И хотя потом были многочисленные попытки повторить успех «Брызг…», заполнилось именно то первое шоу с немногочисленным, но «звездным» составом.

А далее пошли роли, отмеченные на всех уровнях — это и Хвеська из «Панночки» Нины Садур, получившая восторженные отзывы немецкой прессы на гастролях театра в Германии; и многочисленные светские львицы, утонченные интриганки, цинично использующие в своих целях все, даже любовь, — но и они были неотразимы и привлекательны у Юлии Борисовой, уже носящей фамилию Арзумановой. Грани таланта актрисы позволяли ей выявить гротеск и фарс — в метаниях Рашели («Васса Железнова»), их же — в поступках современной бизнес-леди Олимпиады Сидоровой в комедии «Плачу вперед». И все это соседствует с юмором раннего Чехова (Наталья Чубукова в спектакле «Невидимые миру слезы»).

Талантливая, разноплановая актриса наделяет своих героинь — правых и неправых — тем, что их сближает и разъединяет одновременно — особым женским шармом и загадочностью. Работы последних лет Юлии Арзумановой особенно выразительны: сеньора Капулетти в «Ромео и Джульетта», Вивиан Буасьер в «Будьте здоровы» Шено, Миледи и настоятельница монастыря в «Трех мушкетерах», баронесса Штраль в «Маскараде» Лермонтова.

Совсем не затерялся трагический образ Лукинишны из семьи Коршуновых в исполнении Юлии Станиславовны в масштабной эпопее «Тихий Дон» — спектакле, прогремевшем далеко за пределами донского региона. В этом образе ей опять удалось показать глубину женской природы — с хитростью и лукавинкой, нежностью к мужу и детям, и огромным страданием, выпавшим на долю этой казачки.

Сегодня Юлия Арзуманова к своей основной профессии добавила еще одну, что характеризует ее как человека ищущего: она — дипломированный психолог, что для актрисы совсем не лишнее, впрочем — как и для людей, ее окружающих.