Память за школьной партой

Музей-ростовской-школы-№-10

В музее ростовской школы № 107

В Ростове-на-Дону члены оргкомитета подвели итоги регионального этапа конкурса «Лучший школьный краеведческий музей», проводимого в рамках проекта «Единой России» «Историческая память». Представители всех музеев, вышедших в финал этого этапа, 5 декабря пригласят в донскую столицу, где будет названо имя победителя конкурса, который представит Ростовскую область на федеральном этапе в Москве.

По словам Олега Соловьева, регионального координатора проекта «Историческая память», проводимый конкурс направлен на популяризацию среди школьников истории и культуры родного края.

Присланных из 38 муниципалитетов области заявок на конкурс оказалось 96. Эксперты отбирали заявки для конкурса по следующим критериям: краеведческий школьный музей должен представлять историю края комплексно, включая археологию, историю, этнографию, природу, культурное и природное наследие. Не менее двух третей экспонатов музейного фонда должны быть связаны непосредственно с историей края (села, города, района). И наконец, экспозиция школьного музея должна представлять историю края (села, города, района) непосредственно (или ту или иную тему в контексте истории края).

К сожалению, не все заявки соответствовали данным критериям. Да и зарегистрированы музеи как школьные зачастую не были (а регистрирует их федеральный центр детско-юношеского туризма).

Кстати

Если в 2013 году были зарегистрированы и имели паспорт 252 школьных музея Дона, то в 2018-м из стало уже 544.

В свою поддержку музеи имели возможность представить тематику своих экскурсий, их видеозаписи, сообщить о своих сайтах в интернете, предъявить публикации в СМИ о своих успехах.

Среди недостатков, которые отметили эксперты в оформлении экспозиций, — расположение экспонатов прямо на полу выставочного зала, чрезмерное внимание к памяти о руководящих лицах, представление общешкольных мероприятий, проведенных на базе музея, в качестве работы самого музея.

Члены оргкомитета регионального этапа конкурса ознакомились с 11 презентациями донских школьных музеев, которые после отбора предоставили им эксперты. В итоге были отобраны семь финалистов.

Два финалиста — из Ростова-на-Дону: это музей школы № 107 «Культура народов Дона в бытовом предмете и в истории русского слова» и музей классического лицея № 1, в котором отражена не только история края, но и самого лицея (это единственный такой пример среди конкурсантов). Прошел в финал и историко-этнографический музей профессионального училища № 45 Азова. Музей природы и быта лицея № 7 Миллерово оказался единственным музеем среди финалистов, посвященным природе Дона. Небольшой музей казачьего быта Камышевской сельской школы Цимлянского района привлек внимание и экспертов, и членов оргкомитета проводимой им исследовательской работой и уютом организованного выставочного пространства. Порадовал и историко-краеведческий музей школы № 1 Орловского района, который называется «История села». А историко-краеведческий музей каменно-бродской школы Родионово-Несветайского района предъявил свое участие и в исторических реконструкциях, и в работе поисковых отрядов.

Члены оргкомитета регионального этапа конкурса «Лучший школьный краеведческий музей» решили поставить перед организаторами-федералами вопрос о грантовой поддержке школьных музеев, отбор на которую должен бы стать ежегодным.

Агарков-с-учениками-в-школь

Леонид Агарков с учениками в школьном музее

Стоит вспомнить и тот факт, что движение по организации школьных музее началось не вчера. Замечательный пример – работа учителя-фронтовика, впоследствии известного донского краеведа Леонида Агаркова, который в начале 1950-х не только организовал в одной из школ Усть-Донецкого района школьный музей, ставший предтечей Раздорского этнографического музея-заповедника. но и вместе  с учениками в результате  исследовательской работы открыл такой памятник археологии, как Ракушечный яр, где еще много лет будут совершать свои открытия профессиональные ученые.