Педагогика нуждается в переменах

Евгений-Ямбург1-1

Академик РАО Евгений Ямбург

В донской столице в течение двух дней проходили встречи с замечательным педагогом, академиком Российской академии образования Евгением Ямбургом.
Евгений Ямбург — основоположник адаптивной модели школы, открытой для детей разных возможностей и способностей независимо от индивидуальных психологических особенностей и здоровья. Визит академика и его встречи с учителями и депутатами стал возможен благодаря партийному проекту «Единой России» «Особенное детство», стартовавшего в Ростовской области в конце 2017 года по инициативе лидера донских единороссов Александра Ищенко.

Выступая перед педагогами и говоря о стратегии развития образования сегодня, Евгений Ямбург в пух и прах разбил многие «образованческие» штампы, которыми нынче обросло обучение в школе (да и в детском саду), которые многими воспринимаются как «инновации». К примеру, курс взят на углубленное образование, а среди подрастающих поколений наблюдается «генетическая усталость»: речь о том, что нынешний уровень медицины фактически преодолел естественный отбор. В школу приходят ослабленные дети и дело идет к тому, что главной профессией в школе лет через 20 станет дефектолог. Но и представители этой профессии, а также психологи, и логопеды (то есть, специалисты по «неодинаковости детей»), сегодня в ходе «оптимизации» одни из первых попадают под сокращение.

Сегодня все больше говорят об инклюзивном образовании. А как работать учителю с классом, где среди учеников — инвалид-колясочник, аутист, ребята со слабым зрением и слухом?! Потому, уверен педагог, сегодня повышение квалификации учителей должно стоять на первом месте. Правда, кто будет обучать этих учителей?…

Одним из главных в школе, также уверен Евгений Ямбург, является создание команды по медико-психо-педагогическому сопровождению обучения детей на всех его уровнях, ибо один учитель «в поле не воин».

В его московской школе — пять тысяч учеников, из которых только две тысячи здоровых. Но, считает директор (а стаж директорства у потомственного педагога Ямбурга — 43 года), общение и помощь детям, выздоровление которых вообще под вопросом, скорее нужно не им, а их здоровым сверстникам. Ведь когда сравниваешь с бедами больных свои неприятности, понимаешь их мелочность и скорее учишься их преодолевать.

Прошла в Ростове встреча Евгения Ямбурга и с депутатами Законодательного собрания Ростовской области, Ростовской-на-Дону городской Думы, членами Общественной палаты Ростовской области. Разговор шел о совершенствовании законодательной базы и нормативных актов в сфере образования на региональном уровне. Такое совершенствование необходимо, чтобы достичь главной цели, когда, по словам академика, «не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка».

— Мы пригласили академика Ямбурга именно из-за того, что осознали, как много нам нужно изменить в законах, в сложившейся практике, в материально-техническом устройстве нашей социальной сферы, — заявил председатель ЗСРО Александр Ищенко. — Но самое главное — нужно менять сознание и чиновников, и преподавателей, и психологов, словом, всех тех людей, которые связаны с «особенным детством». Мы готовы меняться сами, изменив свое законодательство, и если такие перемены невозможны на региональном уровне законодательстве, мы готовы их инициировать на уровне федеральном.

Евгений Ямбург также посетил Областную детскую клиническую больницу, где он познакомился с учебным классом для детей, которые проходят длительное стационарное лечении в отделении детской онкологии и гематологии с химиотерапией. Этот класс открылся в марте 2018 года в рамках проекта «УчимЗнаем», учрежденного московской школой № 109, возглавляемой Евгением Ямбургом. В 2018 году более 60 ребят стали участниками этого проекта. В 2019-м на базе Ростовского онкоинститута откроется еще один такой класс