Добро пожаловать в квантовое Зазеркалье
Содержание учебных программ в школе, особенно по естественным наукам, стоит пересмотреть и дополнить, если наша страна хочет быть конкурентоспособной на международной арене.
— Уважаемые школьники, а также их родители, горькую правду узнать не хотите ли? Наступил век величайших достижений науки и техники, и если мы хотим жить, как развитая нация, этому времени необходимо соответствовать. Однако ждать помощи в этом плане от нынешней средней школы не приходится.
Такое впечатление, что она, втянувшись в непреходящую реорганизацию, совсем перестала отслеживать главное — содержание своих учебных программ. В результате ваши дети, ее выпускники, по уровню базового научного и технического образования остаются в ХIХ веке. Они лишены знаний об эпохальных научных достижениях ХХ века, а также представлений о том, как вообще делаются открытия. А эти открытия сегодня являются главным результатом самого значительного достижения человечества — его прорыва в мир микро и нано, который стал основой современного технического прогресса, вошел в нашу жизнь и имеет прямое отношение к каждому из нас. Жить в наше время без этих знаний означает заведомо лишать себя всяких перспектив и расписаться в национальном поражении. Так стоит ли удивляться, что у нас исчезли нобелевские лауреаты? — таково мнение профессора Южного федерального университета Тимофея Лупейко. Тимофей Григорьевич имеет на него право, поскольку именно в его руки попадают со школьной скамьи абитуриенты, прошедшие конкурсный отбор. При этом свое мнение профессор обосновывает, не только наблюдая уровень знаний первокурсников ЮФУ. Он встречался с учителями, беседовал с методистами. И никто не мог ему объяснить, почему в учебниках по химии нет ни слова о квантовых основах этой науки. А ведь именно квантовые знания приводят к пониманию принципов, например, современной электроники с ее компьютерами и интернетом, цифровой технологией, мобильной связью и гаджетами, без которых абсолютное большинство ребят не представляет себе жизнь
Если вспомнить великого Ломоносова, утверждавшего, что «химия… очами физическими называться может», то можно сказать, что именно химия является системообразующей в плане формирования современного мировоззрения, которого опять же практически лишены наши ученики. И именно с этими вопросами простым и понятным языком Тимофей Лупейко знакомит желающих в разработанном им и увидевшем свет учебнике под названием «Введение в общую химию», и в курсе из 30 лекций, запись которых будет выложена на всем доступный ресурс Cети YouTube.
Сама обложка учебника представляет собой тест, с помощью которого, уверен профессор, и можно определить, есть ли у прошедшего его школьника задатки ученого. Нынешний год объявлен ЮНЕСКО Годом великого русского ученого Менделеева и открытого им периодического закона, графическим выражением которого является знаменитая периодическая система элементов, в просторечьи именуемая таблицей.
Она и изображена на обложке учебника — но как! Выясняется, что периодическая система элементов идеально укладывается в спираль, представляющую собой… строение Галактики. Такое совпадение явно не случайно. Как известно, выстраивая элементы по нарастанию атомного веса, Менделеев обнаружил периодичную повторяемость их свойств. А в основе развития материи, получается, лежит спираль — и на галактическом, и на атомном уровне: так вот именно спиральность приводит к периодичности, а периодичность есть основа закона. Но если есть спиралевидное построение на атомном уровне, то почему бы ему не существовать и на уровне, например, ядра атома, где много пока «беззаботных и беспризорных» частиц? А с этой точки зрения на них почему-то никто не смотрит…
И если следовать этой логике, поиск близких нам по строению планетарных систем в Галактике стоит искать по «группе» (держа в голове периодическую систему). То есть, гениальность открытого ученым периодического закона и там, в космосе, способна помочь в поиске.
— Ну, и чем в обычной жизни смогут помочь подрастающему поколению такие знания? — спросит скептик-обыватель. «А тем, — ответит ему ученый, — что позволят твердо стоять на земле в нынешнее время и принимать в своем выборе в жизни правильные решения».
Однако, как выяснилось, и в школах не все так безнадежно. Вот что ответила на вопрос «Молота» о возможности преподавания на уроках новых знаний нынешним ученикам одна из лучших преподавателей химии Ростовской области Елена Нечитайлова из цимлянского лицея № 1:
— Учитель сам определяет уровень сложности бесед с ребятами. Учебник даёт базу, без неё нельзя, это понятно. Но, используя базовые понятия, учитель может выстраивать разные траектории бесед в области современной науки. И это нужно делать, потому что, во-первых, базовые понятия становятся средством в процессе аргументации, а это способствует глубокому освоению этих же базовых понятий; во-вторых, необходим разговор о значимости науки в современном мире. Без обращения к современным исследованиям в области наномира или открытия новых химических элементов химия будет восприниматься предметом, застывшим на рубеже ХIХ-ХХ века. На изменение подхода в обсуждении современных проблем химии требуется не так уж много времени, все во многом зависит от уровня компетентности учителя, держится на содержании его речи и используемой современной базы. Отмечу только, что ребят всегда очень интересует разговор о современном уровне развития науки.