Среди донских армян – потомки жителей средневекового Азака?

Поливная-чаша

Поливная чаша из церковной утвари церкви Григора Просветителя. Фото - Азовский музей-заповедник

Каких только метаморфоз не преподносит история Дона, а все потому, что слишком удобны для проживания были прилегающие к морю и реке земли: из-за этого кто только здесь не поселялся. Но старались жить представители разных народов рядом друг с другом мирно, о чем свидетельствуют находки археологов в том же древнем Азове (Азаке). Армяне в средневековом Азаке составляли небольшую общину, рассказали  в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике, оставившую заметный вклад в истории культуры средневекового Азака.

Cами армяне появились на этих землях в конце XIII века. Представители армянского народа издавна известны как хорошие ремесленники и не менее хорошие торговцы, потому они во многом способствовали расцвету средневекового города.

Некоторые изделия их ремесла можно увидеть в залах Азовского музея-заповедника. Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды.

В ХIV веке армянский квартал города находился, по словам завотделом Азовского музея-заповедника, археолога Андрея Масловского, рядом с венецианским. Здесь были найдены согласно меткам две чаши из церковной утвари церкви Григора Просветителя, от которой сохранились каменные фундаменты. Район простирался на несколько сотен метров на юг, хотя отдельные армянские семьи проживали на территории всего города. Видимо, рядом с церковью находился скрепторий. где переписывались армянские книги, нынче хранящиеся в Матенадаране (Ереван).
формочки

Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись — на трапециевидных формочках. В 1975 году в Азове мимо кинотеатра «Родина» была проложена траншея, рассказывает старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника Николая Фомичев, в котором обнаружена яма с большим количеством таких формочек. Для чего они служили, ученые спорят до сих пор. Сегодня большая часть из них склоняется к тому, что имеют дело с формочками для печенья (возможно, пряников), которые готовили к праздникам.

Интересны формочки тем, что на обеих имеются надписи, сделанные буквами армянского алфавита ХIV века, что удостоверено специалистами Института востоковедения (Москва). Археологи считают, что несколько больших букв являются инициалами мастера, который делал данные формочки. Есть и еще одна трудночитаемая надпись — целая строчка из букв староармянского алфавита. Что она обозначает, до сих пор выяснить не удалось.

Прихожанами армянских церквей становились и тюрки, о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу.

Скорее всего, cчитают ученые, армянская община погибла в 1395 году во время погрома города ханом Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Вполне возможно, что среди современных донских армян есть и потомки жителей Азака.