Не дышите на шедевр!
Около 154 млн посещений российских музеев зафиксировано Минкультуры РФ в 2018 году. Однако ведомство считает, что этого мало: поставлена задача увеличения числа людей, которые должны познакомиться с российскими экспозициями. Вокруг современных практик привлечения посетителей в музеи шла дискуссия на круглом столе в Шолохов-центре в Ростове-на-Дону.
Круглый стол состоялся по инициативе депутата Государственной Думы РФ VII созыва, первого заместителя председателя комитета по культуре Госдумы, президента ИКОМ России Александра Шолохова.
Как считает Александр Михайлович, роль музея как общественного института в обществе нынче велика. Музеи работают сегодня как в реальном, так и в виртуальном пространстве. И самые передовые из них двигаются в последнем из названных направлений очень активно. Сегодня необходимо учитывать также и состав аудитории: с молодыми людьми музеи «не дорабатывают», и на это стоит обратить внимание. Депутат уверен в необходимости возрождения отделов музейной педагогики, которые существовали, но были закрыты по ведомственным соображениям.
По мнению председателя комитета по образованию, культуре и связям с общественным объединениями ЗСРО Светланы Мананкиной, необходимо задуматься о том, как развернуть молодежь от торговых центров, ставших местами их досуга, к культурно-досуговым учреждениям. Музеи в формате «не дышите на шедевры!», должны уйти в прошлое. Они должны стать открытыми площадками, где есть место для многого того, чего здесь раньше не бывало. Необходимо, считает Светлана Александровна, и стабильное представительство музеев в Интернете — не только на собственных сайтах, но и в социальных сетях.
Однако выяснилось, что представители музейного сообщества к такой дискуссии не готовы: все говорили о работе с посетителями, а не с теми, кто еще и не задумывался заглянуть в музей. Потому многие вопросы, которые имелись у журналистов, так и остались без ответов.
А они таковы: почему нет единой электронной информационной системы всех музеев Дона по примеру ростовских библиотек? Почему на федеральных трассах не существует указателей, показывающих путь к объектам культурного наследия и музеям? Что важнее — финансовые сборы музеев на входе или задумавшийся посетитель при выходе из него?
А один вопрос «Молоту» удалось задать лично министру культуры Анне Дмитриевой, также участвующей в заседании этого круглого стола. Почему в государственных музеях открытие выставок проходит в 16.00, когда рабочий день у всех в разгаре? Музеи негосударственные, как правило, приглашают на свои вернисажи в 18.00 не потому ли, чтобы к ним пришли заинтересованные посетители, уже освободившиеся от служебных забот? Госмузеи закрываются в 18.00, но кто мешает им поменять свое расписание, как это сделала «публичка», теперь заканчивающая свою работу в 20.00? Анна Анатольевна пообещала рассмотреть этот вопрос.
Директор Ростовского туристско-информационного центра Дарья Головко предложила продавать билеты в донские музеи туристам, приезжающим в Ростов-на-Дону, через их центр, однако выяснилось, что наши музеи не продают билеты через Интернет (на их сайтах можно увидеть кнопку сервиса «kassir.ru», правда, воспользоваться этим сервисом с этих сайтов оказалось невозможным). А вопрос о карте туриста в Ростове-на-Дону (подобие того, что существует в европейских столицах с льготами при входе в музеи и при проезде на общественном транспорте) так и повис в воздухе…
Возник и вопрос (его Светлана Мананкина взяла «на карандаш») о рекламе музеев: квоты на социальную рекламу в том же Ростове есть, так почему бы не воспользоваться ими для продвижения музейных выставок?
Большое значение сегодня придается партнерским проектам музеев как с НКО, так и с другими учреждениями культуры. Потому в финале заседания и прозвучало предложение объявить конкурс партнерских практик, которые знаменуют не только расширение музейного пространства, но и появления в залах храмов муз тех, кто до сих пор и не задумывался о приходе сюда.