Спектакли создавало пространство
В Ростове-на-Дону прошел фестиваль «Трансформация» — лаборатория спектаклей в жанре «сайт-специфик». Все желающие могли приобрести билеты и познакомиться с этим жанром, который порой называют «театральным хулиганством».
Как известно, искусство представления зародилось на площади, а потом ушло под крышу роскошных зданий, для него построенных. И не прошло и нескольких веков, как театру стало тесно под этой крышей, и он в лице молодых, не обремененных штампами режиссеров рванул обратно — на площади и улицы, в цеха заброшенных заводов и фабрик, в библиотеки, в аэропорты. Ростову было обещано, что данный «фестиваль перевернет город», покажет его с необычной стороны. Правда, чтобы его «переворачивать», можно было бы получше изучить «гений места», но у молодых режиссеров, как представляется, задача была несколько иной.
Они, осваивая предложенные или выбранные самими пространства, дополняли эту реальность сообразно своим чувствам, вовлекая в реализацию своего представления о данном месте не только зрителей, но и случайных прохожих, которые как загипнотизированные, следовали за исполнителями и зрителями.
Три проекта-спектакля вызвали наибольший отклик у зрителей — на Центральном рынке, на пепелище пожара в районе Театрального спуска и в аэропорту «Платов».
Трудная дорога домой
Спектакль в Платове была, пожалуй, самым необычным, при этом самым продуманным из увиденного на фестивале. Он начался еще в автобусе, следовавшим в аэропорт: голос из динамика предлагал прислушаться и к себе, и к окружающим. А в самом аэропортовом комплексе всем зрителям выдали наушники с плеерами, из которых звучали истории про дом, про трудное возвращение туда, про то, что само это понятие, что как не сама любовь. Историй было девять.
Они звучали в наушниках, а перед глазами шла обычная жизнь аэропорта: сдача багажа, регистрация билетов на рейсы (кстати, спектакль также значился рейсом с номером 5555), ожидание пассажиров в многочисленных кафе. А поскольку у каждого была своя картинка перед глазами и свои ассоциации со звучавшим, выходило, что у каждого был спектакль свой, только ему и предназначенный.
Из историй запомнилась трагичная — про предательство девушкой своей матери.
Спектакли, представленные фестивале-лаборатории, были разными, но ни один из них не достиг уровня «Волшебной страны» (награды — «Золотая маска», «Серебряный лучник») Театра 18+, где сошлось все — и скользящие в небытие кварталы Ростова, и характеры ушедших его художников, и немногословный, но точно бьющий в цель сценарий. Главным контрапунктом этого спектакля и была любовь к городу, к его уходящей натуре, что не могло не тронуть зрителей, что и обеспечило ему такой успех..