По золотоордынскому кирпичу ходить не пробовали?!…
Казалось бы, раскопками в Азове никого не удивишь. Но вот идет благоустройство Петровского бульвара (сродни пожару и потопу в одном флаконе!), и археологи, по закону обязанные исследовать это пространство, работают, не покладая рук. Без сенсационных находок не обошлось.
Водопровод
Инфраструктурных объектов античного и средневекового времени на территории области найдено всего-ничего, то есть, два: дорога в древнем Танаисе и водопровод ХIV века в Азове. Остатки этого сооружения и обнаружены в недрах Петровского бульвара. Андрей Масловский, заведующий отделом археологии Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, говорит, что это не первый случай в городе, когда исследователям попадаются керамические трубы, скрепленные известковым раствором. Причем первая находка почти вся состояла из их обломков: видимо, потомки хотели трубы рассоединить, да слишком прочно известь держала керамику, вот и получились сплошные черепки, обнаруженные археологами.
По словам Масловского, колодцев в 30-тысячном средневековом Азаке не было, воду привозили водовозы. При раскопках обнаруживались огромные сосуды с именами хозяев, которые наполняли привезенной водой. В водопровод, обнаруженный первым, судя по всему, вода попадала из источников. Назначение водопровода на бульваре остается загадкой: он проходил мимо гончарных мастерских, которым вообще-то был бы нужен.
Склеп
Интересна и такая находка, как склеп — причем семейный. Время захоронения — конец ХIV века, то есть, тогда, когда мощь и значимость Азака стала потихоньку сходить «на нет». Город, по словам Андрея Масловского, вытянулся к реке. И если раньше рядом со склепом существовало некое жилое помещение, то позже склеп был обустроен частично на нем.
Похоже, что здесь была похоронена семья, и умершие в это пространство подзахоранивались и далее. А потом все останки были закрыты слоем камней.
Склеп форму имеет почти квадратную, и его крыша, сложенная из камней, еще долго возвышалась под поверхностью земли, пока не была срыта в ХIХ веке. Камни, покрывающие скелеты погребенных, археологи аккуратно сложили рядом, чтобы в случае чего восстановить крышу склепа.
Захоронения на бульваре обнаружены и в другом месте — рядом с остатками некоего здания, о котором Масловский очень осторожно сказал: «Возможно, мечеть». Поскольку рядом имеются захоронения по исламскому обычаю.
«Окна»
И тут впервые Андрей Масловский произнес слово «музеефикация». И вспомнились «археологические окна» на набережной в Одессе, которые довелось увидеть (подсвеченные ночью они смотрелись очень эффектно). Ими же могут похвалиться и Афины, оставившие под стеклом места раскопок в метро. Взята под стекло в Покровском сквере Ростова отмостка крепости Димитрия Ростовского, есть и такое же «окно» с остатками свай на ростовской набережной.
Так почему бы и им не появиться в Азове на Петровском бульваре? Такие объекты весьма привлекательны для туристов, а ведь Азов со своими памятниками входит в межрегиональный маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства». И тут — центр города, самое посещаемое место, сам музей — рядом, так что проявить политическую волю «отцам города» больших усилий стоить не будет, а окупится такое завершение благоустройства Петровского бульвара сторицей.
Под ногами — Золотая Орда
А уж совсем было закончилась экскурсия по раскопанному Петровскому бульвару, но тут Андрей Николаевич спросил: «На мостовую смотреть будем?». Так ведь только же шли по булыжникам, которые после снятия асфальта мерцали своими серыми поверхностями среди черной пыли.
— Это — не то! — заверил главный археолог Азова. И действительно, увиденная отмостка улицы — всем отмосткам отмостка, поскольку она сделана из… кирпича золотоордынского времени.
Остается удивляться практичности азовцев, всегда умевших использовать камень, что под руками: пускай для этого и нужно было разобрать строения предыдущих веков. Но если и эта часть улицы не окажется представленной туристам, то это, увы, продемонстрирует потерю той самой практичности, благодаря которой город стоял века и века.