Каким станет образование в ближайшем будущем

третьеклассники школы 8 поселка Шолоховский-min

Сельские ребята будут иметь возможность развивать свои способности так, как и их городские сверстники. Все школы получат высокоскоростной интернет, а учителя — возможность повышать квалификацию дистанционно. Об этих и других изменениях в донской системе образования рассказал первый заместитель губернатора области Игорь Гуськов.

«Растем» в городе и на селе

— Так какой же должна стать сегодня современная донская школа вне зависимости от того, где она находится — на селе или в городе?

— Региональный проект «Современная школа» предполагает не только создание большого количества новых школьных мест, но и появление в школах современного оборудования, подготовку учителей для работы с ним, обновление содержания и методов обучения. Будут созданы «Точки роста» — центры для углубленного обучения по цифровому, естественнонаучному, техническому и гуманитарному направлениям. Все школы в сельских территориях (за исключением малокомплектных), а также в Донецке и Звереве откроют эти центры. Всего будут созданы 503 таких «точки», а ближайшая задача — к 1 сентября 2020 года открыть «Точки роста» в 42 школах 25 муниципалитетов.

— А какие изменения ждут школы, которые не вошли в этот проект?

— Они получат оснащение для внедрения модели цифровой образовательной среды. Среди них и 73 малокомплектные школы. Это станет возможным, так как все школы получат высокоскоростной интернет. В одобренной Минпросвещения заявке Ростовской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2020–2021 годах на Дону запланировано оснастить оборудованием для этих целей 271 школу и 55 образовательных организаций среднего профессионального образования. Более того, первый мобильный детский технопарк (кванториум) появится уже в 2020 году и будет охватывать своей работой шесть муниципальных районов в год. Школьники в сельских территориях смогут знакомиться с геопространственными технологиями, изучать программирование, виртуальную реальность, промышленный дизайн, робототехнику.

IT-профиль образования

— Ростовский кванториум, работающий на базе ДГТУ, — это просто фантастика! Появятся ли такие стационарные технопарки в других городах области?

— Сегодня в ростовском кванториуме занимаются 800 детей. Темпы экономического развития, высокий промышленный и научный потенциал определили Волгодонск местом создания в 2021 году второго стационарного технопарка. Обеспечивать кадровое и интеллектуальное сопровождение этого кванториума будет Волгодонский филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

— В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» появится «IT-куб». Что это такое?

— Главная его задача — продвижение компетенций в области информационных технологий среди донских школьников. Заявка Ростовской области на создание до 2022 года такого центра IT-образования, как «IT-куб» в Ростове-на-Дону, одобрена — притом что федеральный центр отклонил много подобных заявок других субъектов РФ. Участие области во второй волне отбора поддержал наш губернатор. Поданы еще три заявки — из Волгодонска, Новошахтинска и Октябрьского района. В таких центрах будут обучаться на бесплатной основе ребята, заинтересованные в знании информационных технологий.

— А что такое «Дом научной коллаборации» (ДНК), создание которого предусмотрено в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка»?

— Это новая модель партнерства вуза и школ. Приоритетом обучения в ДНК будет подготовка к участию в олимпиадах, хакатонах, конкурсах, проектах с участием реального сектора экономики. Он появится на базе ДГТУ, во многом опираясь на его ресурсы.

— Дополнительное образование определяет выбор будущей профессии. Но как привлечь сюда ребят, ведь к 2025 году не менее 80% школьников должны заниматься в кружках, секциях, студиях?

— Чтобы у детей появился интерес, необходимо дать им возможность выбора. И не только в организациях допобразования, но и в обычной школе. В конце августа мы проведем образовательную сессию по вопросам организации качественного и, главное, востребованного у детей и родителей дополнительного образования. Областной модельный центр будет проводить мониторинг и инвентаризацию каждого муниципалитета, каждой образовательной организации и каждой программы и давать рекомендации в соответствии с полученными результатами.

Профессии — в новом формате

— Преобразование сферы среднего профобразования заложено в региональном проекте «Молодые профессионалы». Какие изменения ожидаются здесь?

— Мы будем внедрять итоговые аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам «ВорлдСкиллс», переоснащать мастерские, создадим центр профессиональной подготовки. Однако сдать выпускной экзамен на современном оборудовании, если ты учился на устаревшем, сложно. Поэтому важную роль в проекте играет оснащение мастерских и лабораторий. Весной этого года Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления, а также Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения победили в отборе на финансовую поддержку федерального бюджета для модернизации своей базы. Там будут созданы по пять современных мастерских по компетенциям «Обслуживание транспорта и логистика» и «Промышленные и инженерные технологии».

— Молодые кадры — это хорошо, но не забыто ли старшее поколение, которому нужно не отставать от своих внуков?

— Эту и другие задачи решит Центр опережающей профессиональной подготовки. Его создадут к сентябрю 2020 года на базе Ростовского-на-Дону колледжа связи и информатики. Таким образом, в донском профессиональном образовании в ближайшие годы появится ряд качественно новых организаций. В них будут современные компьютеры и учебное оборудование, выпускники будут проходить итоговые испытания по самым передовым стандартам. Я бы назвал эти организации точками роста не только системы образования, но и всей донской экономики.

— После вашего рассказа становится понятно, почему во всех проектах обязательная составляющая — повышение квалификации педагогов.

— Использовать новые цифровые возможности для совершенствования и оптимизации учебного процесса — этому тоже надо учиться. Поэтому все педагоги — участники проектов пройдут повышение квалификации.