В МХАТ имени Горького в конце ноября состоится премьера спектакля по пьесе ростовского драматурга Сергея Медведева «Парикмахерша». Довелось поговорить с автором накануне столь значимого события.
— Кто ставит спектакль и кто делает сценографию?
— Руслан Маликов. Режиссер он московский. Но ростовским зрителям он известен тоже: в Театр 18+ он ставил мою пьесу «Жаба». Художник-постановщик спектакля Полина Бахтина, известный московский сценограф.
— Но как получилось, что вашей пьесой заинтересовался МХАТ имени Горького?
— История такова: в 2008 году Руслан Маликов ставил эту пьесу в московском театре «Практика» с Ингой Оболдиной в главной роли. А сейчас Эдуард Бояков, который руководил тогда «Практикой», стал художественным руководителем МХАТ имени Горького. Он позвонил мне и предложил поставить «Парикмахершу» у них на большой сцене. Но для этого пьесу нужно было адаптировать под эти условия. Я добавил героев.
— Когда я читала «Парикмахершу», мне все время казалось, что она ближе к кино, чем к сцене. Так, может быть, современные формы драматургии предполагают писать именно так, а режиссер пусть думает, как с этим поступить?
— Да, такая форма дает свободу режиссеру. Я специально выбрал именно такую форму.
— А в Ростове в ближайшем будущем премьеры по вашим пьесам стоит ожидать?
— Сегодня сложно с финансами, потому если я что-то напишу, скорее всего, сам и реализую.
— А вы над чем сейчас работаете?
— Если вы обратили внимание, то в прошлом году в Театре 18+ прошел так называемый сторителлинг.
— Помню, помню, вы в нем также принимали участие со своей историей. (Речь идет о рассказанных актерами историях из ростовской жизни — прим. ред.).
— Так вот, Алексей Розин, режиссер этого действия, хочет развивать идею сторителлинга, сделав более сказочную, фантастическую его версию.
— Можно ли ожидать визуализацию рассказанного?
— Да она и была у некоторых исполнителей. Так вот, к ожидаемому приезду Розина я написал несколько сказочных историй о Ростове. У меня в действующих лицах — секта водителей троллейбусов, которая противостоит секте водителей автобусов. Есть и говорящие раки…
— Ну, да, как же: Ростов — и без раков?!
— Главная героиня — женщина-правозащитница. Она живет одна, ее иногда навещает сын с друзьями, приносят разные закуски, в том числе — и раков. И вот однажды один рак остался — несваренным и не съеденным — и он стал с ней разговаривать. Главная идея его речей в следующем: вот вы тут недовольны своей жизнью, а на дне-то в действительности живем мы, раки! И вы должны написать письмо в газету «Молот», чтобы на нас обратили внимание. После некоторых действий женщины ее принимают за сумасшедшую, и чтобы как-то реабилитировать себя, она, раскормившая рака до размеров лобстера, варит его и угощает сына.
Есть и история про часовщика Аслоняна, которому все время в фамилии исправляли первую букву на «О». Он внезапно получает большое наследство, смеяться над ним перестают, а он думает, как деньги для начала сохранить, а потом — как потратить. И доходит до того, что он делает себе квартиру в виде сейфа. Кстати, в основу положена реальная история.
В конце концов, если ничего не получится в театре, то буду читать эти истории на разных площадках. Кстати, я уже это делал на площадке галереи «Ростов».