Они вернулись!
Премьера фильма «Союз спасения» прошла вчера, и до того его создатели просили мнения своего не высказывать. Но уже прошла минута, и, как говорится, «ваше время истекло».
Фильм, конечно, прежде всего, поражает военными массовыми сценами, которых со времен «Войны и мира» и «Ватерлоо» в большом количестве видеть не приходилось (не считая все возможных битв с инопланетянами и всевозможных «звездных войн» вкупе с «борьбой за всевозможные престолы»).
Поражает фильм и массой снега, словно забывшего, что и сегодня мы живем в России.
Но удивляет и тем, что вроде бы перерыв огромное количество литературы и документов (это Никита Высоцкий — так вот про себя, любимого, а ведь достаточно было просто почитать Юрия Лотмана), создатели фильма ничего нового к школьным знаниям о декабристах не добавили. Впрочем, разве что для тех, кто плохо учил такой предмет, как история…
Но есть в фильме моменты, за которых многое можно простить. Это, прежде всего, игра актеров, начиная с Леонида Бичевина (Сергей Муравьев-Апостол). Именно через него, а также Антона Шагина (Кондратий Рылеев) прекрасно видна одна из главных идей фильма. «Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?!« — замечательные слова, когда они — слова стихотворения. Но оказывается в жертву нужно принести не только себя, но и родных, и случайных прохожих. И надо видеть почти квадратные глаза потрясенного Рылеева, медленно идущего через толпу, испачканного чужой кровью!…
Вот она, цена свободы. А ведь в России по-другому уже не будет, увы… И — офицеры-декабристы, стрелявшие в своих (не в каких-то там взбунтовавшихся мужиков!), именно в своих, это поняли первыми. Именно так, «брат на брата», повторится почти спустя 100 лет.
Александр Домогаров в каком-то интервью, защищая Николая I, случайно уронил: «Мог повесить 500 человек, а повесил всего пять!…» Кстати, без эффектной сцены повешения и здесь не обошлось — ну, почему же так все «в лоб»?! Но есть же прекрасная первая сцена фильма, где Наполеон в 1808 году, разговаривая с лучшим учеником учрежденного им же лицея, говорит, что хотел бы иметь такого сына — а тут выясняется, что мальчик-то русский, тот самый будущий подполковник Черниговского полка Сергей Муравьев-Апостол! Вот на таких бы парадоксах и построить действие, но литературный талант сценаристов подкачал…
Так вернемся к несчастным повешенным: судя по всему, Домогаров столько, сколько Никита Высоцкий книжек не прочитал, иначе бы знал, что в Петербурге практически каждая дворянская семь была связана с участниками тайного общества. И в случае казни 500 человек нелюбимый всеми Николай I(великолепная игра Ивана Колесникова, таки показавшего, за что не любили этого императора — за солдафонство и «замороженные мозги») просто растворился в атмосфере всеобщей ненависти, несмотря на все свое богопомазание…
И ужасает финал. Сначала авторы собирают всех умерших героев и заставляют их пить шампанское «за победу!», а потом идут титры, которые опять же, как в школьном учебнике, напоминают, чем закончились судьбы героев. Словом, прием до безобразия ученический, а не художественный. А ведь — пофантазируем! — мог же на своем смертном одре тот же Николай вспомнить ту кровь (большей частью штатских!), что пролилась по его вине (не декабристов! — они-то стреляли от безысходности). Но с художественными решениями в нашем кинематографе пока проблемы — великая школа советского кино ушла, другая лишь возрождается.
Дурацкий вопрос, который постоянно повторяется по Первому каналу практически во всех передачах — так кто же они, герои или злодеи? И не — те, и не другие. Они — люди, которых потребовало время. Восстать против своего класса, понимать, что сгоришь, как спичка — и все-таки выйти на площадь — это не на советских кухнях лясы перемывать кости членам Политбюро. Так что стоит спросить себя: «А ты бы — вышел?!….» и задуматься.
Уж не обессудьте, ребята, кадры из фильма брались с разных сайтов.