Пообщаться с властями, лежа на диване

МФЦ с пустыми креслами

В Ростовской области разработана новая система правовой помощи он-лайн. Не только инициатива предоставления такой помощи принадлежит нашему региону, но и разработан сайт, на котором теперь вообще без помощи того же оператора МФЦ можно получить правовую помощь самостоятельно. О том, как все это работает, автору этих строк рассказал Юрий Черныш, начальник управления инноваций в органах власти правительства Ростовской области.

— Итак, мы создали свой портал для правовой помощи людям. А у других субъектов РФ нечто подобное было?

— Во всяком случае, мы не знаем об их существовании. Портал — это наша собственная разработка, ее мы подавали на конкурс в минэкономразвития и были единственные, кто вышел с таким проектом. Полученная награда, как лучшего проекта МФЦ, способствовала развитию проекта и созданию новой системы консультирования. Воплощенный проект опять же подан на конкурс, в марте будут известны результаты.

— Но можно сделать портал, а о нем никто не знает и потому не пользуется. Как широко известно, что правовую помощь можно получить он-лайн — и самостоятельно?

— Не так давно я выступал с этой информацией на телеканале ДОН24. В виде листовок эта информация пошла в МФЦ на информационные стенды. В виде ролика эта же информация идет на информационных табло в МФЦ. На листовке помещен QR-код, считывая который можно сразу перейти на наш портал — www.helponline.donland.ru.

— А информационные технологии вам — не в помощь?

— На сайте МФЦ61.ру — это информационный портал всех МФЦ Ростовской области — размещена информация о новом проекте (баннер и раздел). Идет работа и над «бегущей строкой» на канале ДОН24. Вскоре мы проведем пресс-конференцию, куда мы позовем все СМИ, чтобы информация о новом портале разошлась как можно шире. Но пока проблем с наполняемостью заявками у нас не существует. У каждого органа власти для гражданина время консультации составляет от 10 до 20 минут. И проводится она ведомством один раз в неделю.

— А если понадобится консультация Ассоциации юристов Ростовской области: ведь они были инициаторами организации такой помощи?

— Тогда это будет не более восемнадцати заявителей в неделю. Они консультируют по 20 минут в течение семь часов.

— Консультации доступны всем?

— Абсолютно всем. Причем, что касается, например, МВД с вопросами приобретения гражданства (то есть, не только жителей РФ или РО). Кстати, очень востребованная услуга в связи с близостью украинской границы. Поскольку наши консультации бесплатны, мы занимаем более выгодную позицию, чем Ассоциация юристов в рамках федерального закона о бесплатной юридической помощи, поскольку там категории граждан ограничены. Хочу также предупредить, что наши консультации не предполагают какие-то документальные оформления, судебное сопровождение. Наша помощь заканчивается консультированием.

— А теперь насчет алгоритма — как действовать на сайте? Для начала еще раз назовем адрес сайта

— Он прост: www.helponline.donland.ru — и расположен, как видите, на сайте правительства Ростовской области.

— И как все это работает?

— Имея логин и пароль сайта госуслуг, мы заходим на сайт и выбираем тему или ведомство, к которому у нас созрел вопрос. Обозначив сам вопрос, выбираем нужную дату и время, свободные для консультаций. А график расписан на месяц вперед, так что выбор есть. Ячейка с занятым временем уже не активна. Отсканированные документы, поясняющие суть задаваемого вопроса, при желании прикрепляем к заявке.

— А если они не сканированы?

— Тогда фотографируем их на мобильное устройство и прикладываем к заявке на сайте. Теперь нужно выбрать способ получения консультации-либо лично в МФЦ, либо через домашний компьютер, мобильный телефон и так далее.

— Если выбрана личная связь?

— Тогда мы ждем назначенное время, и в тот час появляется окошко для связи. Нужно будет нажать кнопку для соединения и получить консультацию у представителя органа власти. По завершению процедуры можно будет оценить качество консультации по пятибалльной шкале, а также оставить отзыв.

— Если судить по работе вашего портала, то общение гражданина с государством становится абсолютно виртуальным.

— Да, с представителем МВД, Пенсионного фонда или кадастра можно пообщаться, буквально лежа на диване.

— А что с правами потребителей?

— Их также можно обсудить подобным образом — например, возврат некачественного товара с помощью специалистов Роспотребнадзора. Очень востребованная услуга.

— А куда мы будем двигаться дальше?

— К нам примкнула служба судебных приставов и уже активно работает. Идут переговоры с Фондом социального страхования: здесь вопросов по своим правам очень много. Заключено соглашение и с прокуратурой Ростовской области, которая будет общаться с людьми по вопросам защиты их прав.

— А теперь — о развитии самой системы. А то все об услугах и услугах…

— Минэкономразвития России разрабатывает концепцию развития под названием «МФЦ 2.0». Это касается развития электронных услуг в России в целом и определяет роль МФЦ в процессах глобальной цифровизации.

— Так в чем же поменяется роль МФЦ?

— МФЦ будет помогать в том, что даже и услугой не назовешь. Мы уже начали эту работу. К примеру, переход на цифровое телевидение. Это ведь не услуга, но у людей оказалось много вопросов. Мы заключили соглашение с минсвязи Ростовской области и стали давать разъяснения людям и по аппаратуре, и по числу каналов, и так далее. Та же защита прав потребителей — это не компетенция МФЦ. Но мы людям помогаем с привлечением федеральных структур. В итоге мы предложили Минэкономразвития России наш проект правовой помощи он-лайн и он вошел в направление взаимодействия человека с органами власти. И Минэкономразвития наше предложение принял. И теперь общий проект называется «МФЦ — общественная приемная по взаимодействию органов власти и жителей Ростовской области».

— То есть, мы можем дожить до такого времени, когда гражданин сможет не иметь дело с чиновником напрямую?

— Есть концепция, которая предполагает, что к 2024 году услуги будут переведены в новый вид, то есть, будут осуществляться без участия заявителя. Это так называемые проактивные услуги. Пример: родился ребенок. Сегодня мы начинаем бегать со справкой из роддома в, скажем, Пенсионный фонд и другие ведомства. А зачем бегать, если эти документы обязательно нужно получать, без этих документов жить невозможно. Проактивность услуг предполагает, что орган власти будет изготавливать документы самостоятельно (заявления жителя), а началом подготовки документа послужить информация, полученная от другого органа.

— То есть, родился ребенок и при выходе из роддома все документы ему — в руки! Мечта родителей.

— Это упростит жизнь людям.

— А также освободит время человека — самое ценное, что есть на этом свете.

Читайте также...

Яндекс.Метрика