Когда донские казаки государству служить стали на самом деле

Донские-казаки

Фото - с сайта www.vladtime.ru

16 января в Ростовской области отметили 450 лет служения донских казаков российскому государству. Но почему именно этот день взят за точку отсчета? Что случилось тогда, почти полтысячи лет назад? И когда на самом деле казаки принесли присягу русского государю? Об этом и многом другом автор этих строк поговорила с профессором, доктором исторических наук, заведующим лабораторией казачества Южного научного центра РАН Андреем Венковым.

Этот день в истории

— Так что же случилось тогда, 450 лет назад, что отмечается начало служения именно в этот день?

— Дата в сознании войска Донского устоявшаяся, так как еще в 1870 году на Дону отмечали 300 лет служения. Но сам выбор даты очень напоминает выбор даты 23 февраля, который мы сейчас отмечаем, как День защитника Отечества, а раньше — День Советской армии и Военно-морского флота. Говорилось, что в этот день отряды красногвардейцев разбили немцев под Псковом и Нарвой. Хотя на самом деле Нарву тогда бросили, и народный комиссар Дыбенко, отвечавший за оборону, был исключен из партии. Потому говорили, что в этот день много добровольцев записалось в Красную армию и так далее. На самом же деле уже в 1919 году спохватились, что армия существует уже год, и надо как-то определиться с днем ее рожденья. Ближайшим выходным днем было 23 февраля. И был приказ по всем фронтам: именно в этот день отмечаем рождение Красной армии, почему парады по всем фронтам! И товарищ Троцкий вроде бы «руку к этому приложил».

— А кто «приложил руку» к 16 января?

— Во второй половине ХIХ века донских атаманов стали назначать не из казаков — со стороны. Первым наказным атаманом — не казаком стал Михаил Григорьевич Хомутов (1795–1864) — генерал от кавалерии и генерал-адъютант русской императорской армии. Хомутов старался казаться «святее папы римского» и издал указ, что и дома, и на службе казаки должны ходить в военной форме. Потому-то мы и имеем в качестве национального казачий женский костюм. А мужского нет — только военная форма.

По доверию — и праздник

— А почему стали назначать «не из донских казаков»? Не доверяли?

— Наоборот. Все идет еще со времен декабристов. Общество тогда их не осудило, вокруг вышедших на Сенатскую площадь создали ореал мученичества. А кто не принимал участие во всех тогдашних волнениях? Казаки. Их и объявили наиболее лояльной к государству силой. Наследник престола стал атаманом казачьих войск, а Николай Первый завещал похоронить его в мундире лейб-гвардии казачьего полка. И вот, чтобы подчеркнуть, что казаки — надежная опора государства, в Области войска Донского решили это отметить каким-нибудь праздником с красивой датой. А проживал тогда на Дону историк Андроник Савельев (не путать с Евграфом Савельевым, который жил в начале ХХ века и в одной из своих статей провел родословную донских казаков аж от легендарных, заметим, от никогда не существовавших амазонок). Он нашел, как сам считал, самую раннюю грамоту Ивана Грозного донским казакам.

— А повод для ее написания был каков?

— Это было самое рядовое послание с просьбой сопроводить царского посла Новосильцева в Крым с обещанием впоследствии жаловать и награждать. Как потом писал сам посол: «Кто-то поехал меня провожать, кто-то презрел государеву волю». Это был первый документ, как считал Андроник Савельев, где казаки рассматривались как некий субъект, имеющий отношение к государству. Хотя кто служил в армии, знает, что служба начинается с присяги. А присягу царю казаки принесли через 101 год — в 1671 году после разгрома восстания Степана Разина.

— Так реально когда служба началась?

— Казаки брали с Иваном Грозным Казань, а это пораньше было — в 1552 году. Термин «казак» встречается давно, но есть исследования, говорящие, что это были некие тюркоязычные шайки, которые бродили по Дикому полю. «Казаки русского царя Ивана» — первое такое упоминание в письменном источнике состоялось в 1549 году, а потом было взятие Казани. То есть, контакты были значительно раньше. И эти отношения казаков и государства сыграли спасительную роль.

Хватило мудрости из разбойников в воины перейти

— Почему?

— Все тюркоязычные отряды, называвшие себя казаками — ногайские казаки, азовские казаки, опять же тюркоязычные жители города Азова, которые занимались тем, что грабили русские окраины — исчезли. И только у русских казаков царя Ивана хватило мудрости пойти на службу государству. Хотя у них с государством были свои счеты.

— А примеры можно привести?

— Самый яркий пример — это Ермак Тимофеевич, который разбойничал на Волге, откуда его выбили царские войска. Он пошел к купцам Строгановым, затем ему прислали пленных шведов и немцев. И с отрядом в 800 человек он присоединил значительную часть западной Сибири, став национальным героем. То есть, те, кто пошел на службу к государству, уцелели. Более того, когда началось расслоение казачества, государство мгновенно вмешалось, лет на 150 законсервировав процесс имущественного расслоения. Только поэтому войско и сохранилось, потому что была пресечена попытка казачьей верхушки отобрать у простых казаков земли. Далее было введено положение, по которому каждый казак получил равные со всеми стартовые позиции: с 1835 года каждый поступающий на службу или только родившийся казак получал по 38 гектаров земли.

— А земли на всех хватало?

— Потом стало не хватать, и количество гектаров к началу ХХ века сократилась до 12. В станице Каменской давали вообще по четыре гектара. И, тем не менее, внутри станицы все имели равные права, никто не имел право продавать эту землю. И этот контроль государства привел к тому, что в начале ХХ века имущественная структура на Дону была примерно такой же, как в начале века ХIХ, то есть, бедных не стало больше. Спас и контроль, и примерное экономическое равенство. А такое равенство породило систему коллективизма, что и сделало казачьи части фактически лучшим войском империи.

— Учитывая и военные навыки, на генетическом уровне наследуемые!

— Если в России была рекрутская система (из каждых 20-ти, достигших определенного возраста, в армию шел один), а тут идут служить все, и родная мать, не то что отец, начнет казачонка обучать, если хочет, чтобы он жив остался.

Удивительно самосохранны

— Ну, а как видится взаимоотношение государства и казаков сегодня?

— Казаки вообще-то люди адаптивные, могут приспособиться и выжить в любых условиях. И государство сейчас все условия предоставило. Каких-либо ограничений, как при большевиках, теперь нет и в помине. О них и думать смешно. Даже Советская власть, хорошенько подумав, начиная с 1936 года, использовала этот сохранившийся генофонд в полную меру: группа советских войск в Германии, в Венгрии, погранвойска, подводный флот.

— Да и казачьи части вроде бы пытаются создать…

— Мы должны быть реалистами: в прежней форме, на прежней хозяйственной основе, которая уже давно не существует, возрождение казачества невозможно. Гораздо лучше, чем казачьи структуры, сохранились и здравствуют казачьи легенды.

— Мифология!…

— А она настолько привлекательна, что конкурсы в казачьи кадетские корпуса поначалу были по 10 человек на место. Привлекало и мужское воспитание, которое сейчас там немного размыто. Сегодня там готовят будущих государственных служащих. И теперь уже казачьи легенды работают на государство.