«Дорогие товарищи!»: все так и было

 

Кадр-из-фильма

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!». Фото — kinopoisk.ru

Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» выдвинут на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». В российском оскаровском комитете подтвердили, что в России выбрали именно эту картину, посвященную событиям начала лета 1962 года в Новочеркасске.

Претензия на «Оскар» более чем обоснована

Андрей Кончаловский снял, по мнению автора этих строк, один из лучших своих фильмов, доказав, что он — по-прежнему на высоте и как режиссер, и как сценарист. Немногие помнят, что он является автором сценария «Андрея Рублева», знаменитого фильма своего тезки.

В соавторстве с Еленой Киселевой Кончаловским создана сценарная основа пронзительного фильма не только о самой Новочеркасской трагедии, но и о том, к чему приводит потеря своих корней.

Эта линия проходит, прежде всего, через образ отца героини — хромого старика, созданного Сергеем Эрлишем, впервые появившимся, если верить сайту kinopoisk.ru, на большом экране (Как выяснилось, вовсе не актера, найденного волей случая). Кстати, неудивительно, что в фильме, снятом на месте трагедии, появились и актеры донских театров — Светлана Садикова (мать подруги дочери героини), Ирина Шатохина (врач), Ольга Васильева (продавщица).

Мелькнувшая фраза у приехавших «цекистов» из Москвы насчет Новочеркасска как центра контрреволюции в Гражданскую продолжена вполне бытовыми, но такими значимыми действиями отца, достающего из сундука в эти тревожные дни свою казачью форму с георгиевскими крестами. Чтение письма из станицы Шумилинской о том, как отобрали последнее зерно, и рассказ о расстреле близких дополняет картину казачьего геноцида. Впрочем, разве нельзя назвать продолжением этой темы сцены вымученных заседаний горкома партии (сегодня нужно объяснять, какой — правящей тогда КПСС), когда растерянные чиновники, ничего общего не имеющие с рабочими, пытаются объяснить происходящее «плохой разъяснительной работой». Хотя поговори руководство НЭВЗа тогда с рабочими, вникая в их проблемы, скорее всего, не пришлось бы стрелять — пусть и в воздух! Потому фильм Кончаловского — урок любой власти на все времена.

И еще одна сцена, при просмотре которой просто перехватывает горло. Героиня Юлии Высоцкой Людмила Семина, партийная чиновница, разыскивающая свою пропавшую в ходе событий дочь, побывав на далеком кладбище и практически убедившись в смерти дочки, выходит из «волги», остановившейся на берегу реки. Ее тихое течение явно ассоциируется с ходом времени. На противоположном берегу плещутся ребятишки, купая коней, и это опять отсылает к корням людей, проживающих на донской земле. Семина заходит в реку почти по пояс и начинает умываться: она делает это очень долго, словно пытаясь смыть с себя прежние убеждения. Именно эта сцена дает надежду на поворот в ее сознании, а не итоговая, на крыше, где она обнимает живую дочку. И финальные слова героини Высоцкой о том, что «мы станем лучше», явно рифмуется с финалом чеховского «Дяди Вани» (роль Сони — тоже в активе актрисы) — «мы еще увидим небо в алмазах». Какие уж тут «алмазы», когда несмываемую кровь на булыжниках площади (само это событие произойдет попозже, а не сразу после трагедии, как в фильме) закатывают в асфальт?!

Черно-белый фильм воспринимается как снятая хроника событий, что неудивительно — в его основе лежат документы уголовного дела, которое было заведено по настоянию активных жителей Новочеркасска в 1992 году.

Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» удостоен специальной премии жюри на 77-м Венецианском кинофестивале в сентябре 2020 года.

Основан на реальных событиях

Исторический консультант картины, генерал-майор юстиции в отставке Юрий Баграев в начале 1990-х возглавлял следственную группу по расследованию трагедии в качестве помощника Главного военного прокурора России. По его словам в интервью Газете.ru, сама канва фильма совершенно точно соответствует тем событиям, которые произошли 1—2 июня 1962 года. Абсолютная правда в том, что стреляли в людей на площади не солдаты: в противном случае жертв было бы гораздо больше. Подтверждений нет, но все указывает, утверждает следователь, что это могли сделать люди из 9-го управления КГБ, охранявшие высокопоставленных лиц. В Новочеркасск ведь приехала половина членов Президиума ЦК КПСС, а не только Микоян с Козловым. Можно представить, сколько с ними было сотрудников охраны. Функции охраны во время таких визитов предполагают расположение снайперов на крышах. Кроме того, говорит Баграев, мы нашли свидетелей, которые видели, как после стрельбы из здания горкома выходили люди в гражданской одежде и со снайперскими винтовками.

Правда и в том, что именно Плиев, тогда командующий Северо-Кавказским военным округом, а не генерал Матвей Шапошников общался и выслушивал указания прибывших в Новочеркасск членов Президиума ЦК КПСС. Это ему принадлежат слова, что армия существует для защиты государства от внешних врагов. Он был готов только выставить оцепление с танками на мосту. И ему сказали: «Идите, с вами все ясно». Из-за своей позиции он был снят с должности и направлен советником на Кубу. Заслуга же генерала Шапошникова в том, что после трагедии он начал писать во все инстанции и рассказывать о Новочеркасских событиях, что было категорически запрещено. Его исключили из КПСС и отправили в запас. Потом его реабилитировали, возвратив награды и воинское звание.

От имени жителей

Татьяна Бочарова, тележурналист, президент Фонда «Новочеркасская трагедия» о событиях начала июня 1962 года может говорить часами. Впрочем, отошлем жаждущих подробностей к ее книге «Новочеркасск. Кровавый полдень», которую легко найти в Интернете. Сама же Татьяна Павловна считает, что фильм «Дорогие товарищи!» верен правде на 90%. И она рада любому обращению к событиям 1—2 июня 1962 года в Новочеркасске, так как сама тема испытала на себе разное отношение — вплоть до того, что «ваши люди недостойны реабилитации». Разумеется, в итоге все осужденные были реабилитированы. Был открыт музей и появился памятник. На мемориальном Мало-Мишкинском кладбище были перезахоронены все жертвы трагедии. Появилась и мемориальная доска памяти семерых расстрелянных.

Татьяне Бочаровой показалась оригинальной подача исторического материала через фигуру «номенклатурщицы» Семиной: ведь обычно вспоминаются рабочие, возмутившиеся повышением цен в магазинах и снижением расценок выработки, и приехавшее начальство. В фильме подчеркнута моментальность событий, что и было на самом деле, потому и такое напряжение при просмотре. Правомерен, по мнению Бочаровой, и мостик, перекинутый Микояном от Гражданской войны в эти дни. Татьяна Павловна вспоминает, как обнаружили тайное захоронение жертв в Тарасовском районе, и как прошла их эксгумация. Так что сцена с тайными похоронами на забытых кладбищах — это правда.

Порадовали и фрагменты, точно характеризующие время: и речь Хрущева в телевизоре, о том, как все хорошо, и очереди в магазинах за тем же кефиром.

Ирине Мардарь, жительнице Новочеркасска, фильм понравился и из-за отражения правдивости событий, и из-за того, как также правдиво отражены чувства и эмоции людей, настроение в обществе того времени — причем у участников, находящихся по разные стороны баррикад. Словом, правда чувств и правда событий. Порадовало и то, что к событиям 1962 года обращаются такие большие режиссеры, благодаря и этому фильму, и книгам о событиях будут знать потомки.

Сегодня, по словам Ирины Мардарь, материалы созданного музея памяти жертв Новочеркасской трагедии перенесены в музей истории донского казачества. С ними можно познакомиться в главном здании музея.

Первый прецедент

Если Юрий Баграев консультировал съемочную группу в Москве, то местным консультантом стала журналист-исследователь событий в Новочеркасске 1962 года Ольга Никитина. Первый ее материал «Дни затмения. Дни прозрения», посвященный Новочеркасской трагедии, вышел в 1988 году. Визу на материале, разрешающую публикацию, с большими сомнениями поставил начальник областного управления КГБ по Ростовской области Юрий Кузнецов.

По словам Ольги, фильм «Дорогие товарищи!» уникален в том смысле, что он основан на документах уголовного дела. Даже создается впечатление (и тут журналист согласна с Юрием Баграевым), что это документальный фильм — и из-за того, что он черно-белый, и из-за того, что он развенчивает некоторые фейки.

Вся информация о новочеркасских событиях была засекречена. Лишь в конце 1980-х стало известно, что согласно официальным данным при разгоне демонстрации были убиты 26 ее участников, 87 человек получили ранения. Семь человек, признанных организаторами протестов, были приговорены к расстрелу. Еще 105 человек получили тюремные сроки от 10 до 15 лет. В 1996 году все осужденные были реабилитированы.

 

Putin-Novocherkassk-massacr

Фото — limacharlienews.com/

Читайте также...

Яндекс.Метрика