Легко ли быть папой особого ребенка

Папа-особого-ребенка

На семинаре, проводимом Академией детско-родительских наук в Красном Сулине. Фото - из архива С. Асатурова

Не так давно в Азове при Центре семьи возник и сегодня активно работает клуб отцов детей, имеющих особенности развития. Этот проект, получивший название «Папа особого ребенка», реализуется в рамках Академии детско-родительских наук. О том, почему эта форма работы с семьями появилась на свет и какова ее дальнейшая судьба рассказал Сергей Асатуров, нынче и.о. директора Центра помощи семьи и детям Ростова-на-Дону.

Цифра. 950 специалистов в 2019 году обучены комплексному сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов, детей, имеющих ментальные и иные нарушения в развитии в рамках Академии детско-родительских наук.

«Родитель — главный ресурс особого ребенка» — под таким девизом работает созданная в Азове и получившая поддержку министерства труда и социального развития Академия детско-юношеских наук. Но когда речь заходит о детях, имеющих ограничения по здоровью, почему-то почти всегда речь идет о мамах. Отцы во многих семьях с такими детьми — в наличии, но они заняты, в основном, зарабатыванием средств к существованию. Да, они уделяют внимание своим детям, но стараются никому не показывать, как им трудно, а порой и больно: ведь согласно сложившемуся стереотипу мужчина должен быть всегда сильным и слабостям не подверженным.

В центре социальной помощи семье и детям Азова «Дом семьи» работает отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводя мероприятия для родителей таких детей, рассказывает Сергей Асатуров, в то время руководивший Домом семьи, мы «услышали» некоторую материнскую усталость и задумались, как же вовлечь в реабилитационную работу отцов, которые участвуют в жизни особого ребенка, но всегда находятся «в тени». Так и появился проект «Папа особого ребенка».

Пап стали приглашать на мероприятия с тем, чтобы они как-то адаптировались и узнали, что делается для детей в Доме семьи. И постепенно они были вовлечены в решение вопросов развития ребенка в рамках тех возможностей, что у данного конкретного сына или дочки есть.

Папы действительно втянулись в процесс — сначала на мастер-классах они занимались вместе с детьми, потом стали участвовать в проводимых мероприятиях. Большим испытанием для них стала поездка вместе с детьми в Ростовский музыкальный театр. Это был первый раз, когда небольшие житейские сложности — к примеру, как покормить ребенка — папы решали без помощи мам. Все эти проблемы с помощью соцработников они сумели преодолеть. Дети не просто посмотрели спектакль: им объясняли, что такое сцена и кто такие актеры, создающие образ на этой особой площадке.

После этого папы, войдя во вкус, стали сами организовывать мероприятия. Теперь, если кто-то едет на рыбалку, не только берет с собой ребенка, но и зовет с собой друзей по клубу с их детьми.

Сегодня этот опыт (а он был в 2019 году представлен в Донецке в рамках межведомственного круглого стола по развитию и применению новых технологий в соцсфере) внедрен в 14 муниципальных образованиях. Внедряется эта практика активного отцовства не так быстро и пока не повсеместно потому, что подготовка пап к такой жизненной позиции — дело тонкое и щепетильное. «Некоторые родители приезжают на консультации в Ростов, и мы сталкиваемся с папами, воспитывающих особых детей без помощи мам, которые не смогли вынести эту ношу — воспитание особого ребенка. И это очень крутые папы, — восхищенно говорит Асатуров. — Они очень добрые, они глубоко прониклись воспитанием своего ребенка. Мы их „ведем“, и они есть во многих районах: в Азове и Белой Калитве, в Красном Сулине и в Константиновском районе».

Такие папы имеют активную жизненную позицию, и они подтягивают других отцов, своим примером показывая: чем раньше ваш ребенок будет вовлечен в реабилитационные мероприятия, тем более в жизни он будет успешен. И это доказывает практика проекта «Папа особого ребенка». К 2024 году планируется появление таких клубов отцов при всех 46 центрах помощи семьи и детям минтруда Ростовской области.