Парамоновские склады как виртуальная галерея

Антон-Стандин-и-его-подопеч

Антон Стадник и его подопечные

О том, как в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья помогает арт-терапия, рассказал Антон Стадник, который для своих подопечных раскрывает двери в творчество. И виртуальное пространство — ему в помощь.

Сам Антон — по образованию архитектор, но поработав несколько месяцев в рамках полученной профессии, решил, что стоит заняться другим. Решающим в этом «другом» стала встреча с возглавляющей Ростовскую общественную организацию «Надежда» Ириной Смирновой. Так стал Антон вести для особенных детей и их родителей занятия по йоге и художественному творчеству — то есть, учить тому, с чем сроднился сам.

Прежде всего, в ходе занятий Антон понял, что особенным детям необходимо участие в их собственной жизни. Им нужно получать те «файлы жизненного опыта», которые они не могут иметь, находясь дома, в школе, в больнице. У них нет своего социума, как у обычных детей — двора, где можно поиграть, кружков, многочисленных друзей, но нравственный опыт они могут получить через творчество.

Главное для особенного ребенка — просто начать рисовать, считает педагог. Но самый высокий уровень случается тогда, когда особенные дети начинают рисовать непонятно что, а потом вместе с Антоном из этого «непонятно что» что-то получается.

Особенные дети, как и дети обычные, очень разные: кому-то нравится сам процесс, кому-то — результат. Кто-то согласен на помощь, кто-то обижается на нее и требует новый лист. С появлением у «Надежды» своего помещения стали приходить много новых ребят, и со всеми нужно успевать и уметь управляться. Антону пришлось учиться: он получил диплом арт-терапевта, обучаясь дистанционно в рамках дополнительного образования. Но этим дело не ограничилось: далее была учеба в Институте психологии и творчества у его создателя Павла Пескарева, разработчика методики преподавания такого направления в изобразительном искусстве, как нейрографика. Существует некий алгоритм, который позволяет через графику прийти к спокойному гармоничному состоянию. Снимки на страницах в соцсетях «Надежды» показывают лица ребят, творцов таких работ, которые просто светятся счастьем.

А потом в жизни Антона и организации появилась такой педагог, как Татьяна Лобанова, специалист по психологии и арт-терапии международного класса: она развивает такое направление, как быстрая живопись, оказывающая влияние на правое полушарие мозга. Татьяна, приехав в Ростов из Санкт-Петербурга, провела для всех педагогов, работающих в «Надежде», трехдневный семинар.

Самое интересное, что в условиях самоизоляция быстро выяснились плюсы дистанционного обучения. На экране ребята видят лист, на котором крупным планом что-то им показывает педагог. В классе не для каждого ребенка такое возможно: кто-то сидит ближе, кто-то — дальше. К этому добавляется более свободная обстановка и участие родителей, которые помогают ребенку. А последнее невозможно в офлайновом варианте. И результат такой работы вовсе не хуже, а даже где-то в чем-то — и лучше.

Выставок работ особенных ребят в соцсетях было уже много. Но теперь Антон с техдиректором «Надежды» хочет сделать свой сервер на базе одной из популярных игр. Это проект пространственного и архитектурного моделирования для детей с особенностями развития с использованием движка игры minecraft. Речь — о галерее, в которой будут появляться работы детей с особенностями здоровья с возможностью виртуального тура по этому цифровому пространству. За визуальную основу взят образ Парамоновских складов в Ростове-на-Дону.