Сокровища донских степей: перезагрузка
В Ростовском областном музее краеведения открылась для посетителей новая экспозиция «Сокровища донских степей», которая является гордостью музея. В ней представлены наиболее ценные предметы, найденные археологами на территории Ростовской области. О некоторых из них рассказала Анна Язовских, ведущий хранитель научно-хранительского отдела РОМК.
Новая экспозиция «Сокровища донских степей» дополнена предметами, вернувшимися после реставрации в лаборатории научной реставрации и консервации памятников прикладного искусства Государственного Эрмитажа. Это позволило увеличить количество представленных экспонатов в 2, 5 раза.
Носители информации
Самое интересное, что они, экспонаты — не обязательно золотые или даже серебряные. Ведь эти изделия из драгметаллов сегодня ценны не столько своей «чистой стоимостью», а тем, что в силу своей почти вечности являются носителями изображений прошлой жизни. Ну чем, скажем, ценна та же ложечка из Танаиса?! Время ее рождения — первая половина IV вв. н. э. С одной стороны, как бы и неказиста, но сколько в этой ее «неправильности» изящества и очарования! С большой любовью, судя по всему, тогда относся в своей работе античный мастер.
Или скажем, бронзовый котел, попавший в захоронение согласно представлениям того времени о том, что загробная жизнь не слишком уж и отличается от земной. А рядом позолоченные серебряные блюда с медальонами с весьма забавными изображениями: на одном из них Амур пытает факелом любви Психею, а на другой — она отдает должное тем же факелом этому мальчишке, посылающему стрелы любви куда ни попадя. Так аллегорически древний мастер изобразил муки любви.
Ахилл и его жизнь
Но есть в новой Золотой комнате РОМК ряд предметов, которые вызывают огромный интерес и уважение. Во второй витрине представлен золотой горит, найденный в кургане № 8 группы курганов «Пять братьев». Он относится к группе царских захоронений скифской знати и датируется третьей четвертью
IV в. до н. э.
Записи в полевом дневнике ленинградского археолога Валентина Шилова говорят о большой удаче: в древности ограблению подверглась лишь незначительная часть гробницы кургана № 8, где и найдено погребение мужчины. В северной части гробницы находился скелет второго погребенного, на черепе, на скелете которого находились золотые нашивные бляшки, разнообразные подвески — амулеты, серебряная посуда. В общей сложности здесь были найдены более тысячи предметов из золота и серебра. Характер сохранившегося погребального инвентаря позволяет говорить о высоком статусе умершего. В научно-популярной литературе это богатейшее захоронение стали именовать «гробницей скифского царя». Рядом с левым бедром погребенного располагались золотые обкладки горита (футляра для лука и стрел), ножен меча и железный меч.
Изображения, сделанные на поле горита, мастерски передают сцены из жизни героя античных мифов Ахилла. Таких золотых обивок горитов в Скифии и за ее пределами известно пять: в курганах Чертомлыкском (находка 1863 года), Ильинецком (найдена в 1902 году), Мелитопольском (обнаружен в 1954 году), 8-м Пятибратнем (год раскопок — 1959-й). Подобные золотые украшения, но с другими сюжетами из мифов о Троянской войны, были найдены в гробнице в Вергине (Македония, обнаружены в 1977 году), где, как считают историки, был погребен македонский царь Филипп II, отец Александра Македонского.
Височные украшения
Представленные серебряные височные украшения II тысячелетия до н. э. происходят из курганных могильников кочевой знати. Обычно такие предметы археологи находят в древних захоронениях в районе височных костей черепа человека.
Височные украшения могли крепиться к головному убору, к налобной повязке или вплетаться в волосы у висков. Для современного человека подобные вещи относятся к разряду украшений. В древности различные элементы головного убора и причесок (подвески, височные украшения, пронизи, серьги и многие другое) выполняли определенные охранно — магические функции, могли указывать на социальное происхождение, на определённый высокий статус его владельца. Серьги, височные украшения являлись древнейшими оберегами, способными препятствовать входу в уши нечистой силы, сберечь столь уязвимые места человека — виски. Впрочем, и физически они могли защитить их владельца (или владелицу) от удара холодного оружия.
Интересны в новой экспозиции и височные украшения в виде фигурок ежей (2-ая половина II в. до н. э.), обнаруженные в ходе раскопок в 1960 году археологом Татьяной Алексеевой.
Гривна
Шейная гривна — обруч, цепь или ожерелье, носимые на шее или на груди как украшение или как знак отличия. Скромных золотых шейных гривен на выставке несколько. Однако о самой значимой в художественном отношении гривны нужно сказать особо.
В 1987 году в кургане № 10 Кобяковского курганного могильника на восточной окраине Ростова-на-Дону сотрудниками археологической лаборатории исторического факультета Ростовского госуниверситета было открыто и исследовано погребение сарматского времени. Автор раскопок — археолог Татьяна Прохорова. В научно — популярной литературе этот уникальный комплекс называют погребением «сарматской царицы».
Гривна у древних иранцев, к числу которых принадлежат и сарматы, являлась символом царской власти. В центре сюжетной композиции кобяковского шейного украшения изображен бородатый мужчина, сидящий со скрещенными ногами на коврике. Одет центральный персонаж в традиционные одежды ираноязычных кочевников. В его руках — сосуд, являющийся атрибутом жреца. На коленях у него лежит меч в ножнах — сакральный предмет царя-воина. Справа и слева от центральной эмблемы и на тыльной части гривны трижды повторен сюжет борьбы трёх фантастических демонов с драконом. Изображенные коврики из разложенных прутьев, соломы, пучков травы были обязательным атрибутом ритуалов, связанных с жертвоприношением.
По мнению автора раскопок, в центре гривны изображен мифический царь-жрец в момент принесения жертвы в виде священного возлияния. Этот ритуал был приурочен к моменту перехода от старого года к новому. Данное шейное украшение является уникальным, аналогий в мировом искусстве ему не найдено.
Антропологические исследования владелицы гривны показали, что «царица» умерла в возрасте 25–30 лет. Она, скорее всего, могла участвовать в военных походах, и была ранена стрелой с железным наконечником, обломок которого застрял в левой плечевой кости. В детские и юношеские годы она носила тугие головные повязки, деформировавшие череп. Что касается внешности, то это была большеглазая, пухлогубая, достаточно рослая для своего времени (160,7 см), длинноногая женщина.
Остается добавить, что новая экспозиция выставки «Сокровища донских степей» является хорошим подарком для жителей и гостей донского края в честь 2500-летия Боспорского царства.