Школа с человеческим уклоном

В каждом районе обязательно есть такая школа, куда стремятся попасть приезжие. Слава о Скосырской средней школе гремела в области в конце 80-х годов прошлого века. Как живет сейчас это учебное заведение, которое перед своим обычным для слуха и глаза названием имеет непривычную для выпускника прошлых лет аббревиатуру “МОУ”?

Когда подарок – не в радость

Добираемся из поселка Тацинский в слободу Скосырскую на школьном автобусе, том самом, который выдан школе в рамках программы “Дорога к школе”. Хорошее это дело – обеспечить подвоз учеников из далеких хуторов собственным транспортом, но разработчики программы, видимо, были людьми, с транспортыми проблемами не связанные, потому не учли многих нюансов, которые изрядно портят жизнь школам – нынешним владельцам этих транспортных средств. Словом, хотели, как лучше, а получилось…

Автобус принадлежит школе, но, вздыхает тяжело директор Скосырской школы Зинаида Васильевна Перебейнос, чтобы его выпустить в рейс, должен быть произведен его техосмотр плюс медицинское освидетельствование здоровья шофера, везущего детей. Ставок ни техника, ни фельдшера у школы нет. И быть не может согласно штатному расписанию. Договорились с медсестрой, работающей в соседнем хозяйстве, и с предприятием. Но случись что – кто будет отвечать: люди, проверяющие техническое состояние и проверяемым транспортным средством не владеющие, или владельцы, которые к технике отношения не имеют?… И с бензином дела тоже плохи. Более 40 школьников автобус подвозит каждое утро в школу из двух хуторов, находящихся в противоположных концах. Горючее есть на это плюс еще небольшой избыток ГСМ полагается на некоторые иные нужды. А если проводить дискотеки (привезти и увезти в вечернее время старшеклассников – это же обязательно!), а если возить учеников на соревнования?! А поездки в каникулы?!! Если бы не директор СПК “Дружба” Александр Александрович Берестовой, изрядно помогающий школе (поподробнее об этом – чуть позже), то, что есть этот автобус, что его нет – для воспитательной работы, проходящей во внеурочное время, было бы одинаково.

Личностно-ориентированные – и педагоги, и ученики

Школа в слободе Скосырской возникла сначала как церковно-приходская. При Советской власти была ШКМ – школа то ли крестьянской, то ли колхозной молодежи. Если учесть, что население слободы примерно тысяча человек, а на территории Скосырской сельской администрации проживают около трех тысяч человек, то понятно, что наполняемость классов здесь, особенно в последние времена, неполная. Именно в таких условиях и складывалось понимание того, что у этой сельской школы формы работы должны быть свои.

Об этом и задумался, будучи в 80-е директором Скосырской средней школы, Леонид Григорьевич Летницкий, он же педагог милостию Божьей, он же личность замечательная. Именно он превратил школу в экспериментальную площадку, где отрабатывалась модель сельской школы, где во главу угла ставился личностно-ориентированный подход в образовательном процессе.

О, с каким восторгом вспоминают эти времена педагоги школы! Зинаида Васильевна Перебейнос:”Трудно было – но как интересно!” Любовь Леонтьевна Дохленко:”Тогда был не просто профессиональный рост, а настоящий переход на новый уровень!” Помимо основной программы в учебный процесс были введены развивающие курсы, которые ставились в расписание в те самые часы, когда мыслительная деятельность человека находится на пике. В рамках курсов ученикам было предложено выбирать предмет, в русле которого они хотят развить свои способности. И для тех, кто посещал эти занятия, и для педагогов это были часы настоящего полета вдохновения. Многие ли могут так сказать об изучении физики, литературы, математики, истории?! Развивая своих учеников “географически”, та же Зинаида Васильевна делала это на примере природы родного края:источником вдохновения ей служили замечательные пейзажи, за созерцанием которых далеко ходить не надо – лес начинается прямо у дверей школы.

Тем же ученикам, которым было не до математики с литературой и прочих наук, предлагали заняться трудовым обучением. Их обучали всему тому, что должен знать хозяин сельского дома – работать рубанком и топором, знать, как класть стены и обрабатывать землю, учиться водить машину, даже подшивать обувь. Девочки учились на “хозяйку сельского дома”, стало быть, познавали швейное дело, кулинарию, вязание. Словом, все в этой школе были при деле. Немудрено – если посмотреть на нынешние кадры района – обнаружить среди многих руководителей хозяйств, работников районной администрации выпускников Скосырской школы той поры. Да и нынешний глава Скосырской сельской администрации Костюк Николай Владимирович – бывший учитель физкультуры школы той поры. Благодаря ему школьные команды скосырцев в свое время всегда занимали призовые места на спортивных соревнованиях и в районе, и в области. А спортивный час, который по расписанию шел за развивающими курсами, до сих пор сохранен в расписании школы.

В те времена в Скосырской школе побывали директоры практически всех школ области. А уж специалисты из областного института повышения квалификации приезжали сюда как домой. Проверяли – строже не придумаешь, а уезжали так же вдохновленные, как и местные педагоги. Как можно понять, эти золотые времена пришлись на эпоху перестройки. Именно тогда школа стала самостоятельным юридическим лицом с собственном счетом в банке и собственной системой оплаты труда педагогов, опередив нынешнюю модернизацию в сфере образования лет на пять-восемь. И нельзя не удержаться, не процитировав одну из записей в дневнике одного из тогдашних учеников:”Больше мыслить!” Для кого написано – для самого школьника, его родителей? Для всех, кто окружал тогда маленького человечка. Ну в какой школе еще можно было встретить такое?!…

Желание творить остановить нельзя

А потом все закончилось, несмотря на то, что специалисты из института повышения квалификации настоятельно рекомендовали работу этой педагогической экспериментальной площадки продолжить. Времена пошли для образования не самые лучшие. Вынужден был оставить директорство Леонид Григорьевич, но, разумеется, школу не бросил, продолжая быть одним из лучших “физиков” района, у которого до сих пор счастливы учиться ребята. Несмотря на нелегкие для скосырцев времена, основы, заложенные в то золотое для школы время, остались. Недаром ее выбрали в качестве центра школьного округа. А коллектив школы хоть сейчас готов им стать, не дожидаясь 2005 года.

По-прежнему прекрасно занимаются здесь с ребятами, обучая их трудовым основам нелегкого крестьянского труда. В самой школе обосновался филиал районного учебно-производственного комбината, где ребята получают профессии водителей классов В и С, а девочки становятся швеями.

- Вот он – наш бесплатный борщ! – Зинаида Васильевна смеется и показывает на пришкольный участок, где еще виднеются неубранные кочаны капусты. – Летом здесь росли помидоры, свекла, морковь, словом, все то, что и нужно для борща в школьной столовой.

Родители сдают в начале года по ведру картошки. Вот и получается для школы первое блюдо бесплатным, приготовленным из выращенных руками ребят овощей.

Компьютер называется “персональным”

А вот с информационными технологиями в школе пока не очень ладится. С обидой вспоминают скосырцы, как “завернули” в райцентре компьютерный класс, шедший аккурат сюда, на экспериментальную площадку, на смену первому в районе компьютерному классу. Таких “старичков”, которые продолжают стоять в кабинете информатики, наверно, нет уже нигде. Так и хочется подсказать японцам приехать сюда и за большие деньги купить эти допотопные машины для своих музеев. А современный компьютер в распоряжении ребят один. Их вообще-то два пришли сюда по одной из программ компьютеризации школ, однако нынче требуют всю документацию сдавать в электронном виде (а ее в сравнении с дореформенными временами увеличилось во много раз!), потому второй компьютер задействован для изготовления отчетов и прочей писанины. А имея в распоряжении одну машину весь класс не научишь информатике – компьютер-то называется персональным! Так что ждут в школе с нетерпением этих персональных обещанных хотя бы еще нескольких.

А вот со спутниковыми антеннами некоторый казус вышел. Приехали в школу бойкие ребята из некоей фирмы (почему-то нашим, донским, это доверено не было) и согласно второму этапу всероссийского проекта информатизации школ поставили спутниковую антенну, объяснив при этом, что брать информацию из Всемирной Сети школа сможет только с портала министерства образования РФ, который еще не наполнен. Дай Бог, чтобы информация появилась там к зиме. При проверке же спустя несколько дней антенна и вовсе оказалась отключенной. Позже, в Ростове, автору этих строк объяснили в Донском институте информатизации образования, что только этот траффик (то есть получение информации из “рук” Минобра РФ) и будет для школы бесплатным, за прочую информацию из Сети придется платить из своего кармана. Модем, по которому информацию можно отправлять, школа получит на днях. Правда, связь в районе ругают уже и очень ленивые граждане, поскольку такая связь – и вовсе не связь. Так, районный отдел образования месяц сидел без электронной почты, поскольку перегруз дряхлых линий оказался уж слишком велик.

Откуда школа возьмет средства на Интернет, судя по всему, в Москве не задумывались. Но такие директоры, как Зинаида Васильевна, конечно же, их найдет. У Скосырской школы много друзей. Уже упоминалась имя директора СПК “Дружба” Александра Александровичача Берестового. Мало того, что никогда не откажет помочь с бензином, так и спортивный зал – а он у школы ничуть не хуже, чем в иных городских! – в порядке содержит. Недавно побывал он в другой сельской школе, так аж растроился, увидя тамошние спортивные сооружения:”Да разве здесь люди живут?!” Сам волейболист, в команде слободы играет. Недавно матч случился между командами – взрослой и школьной. Проиграли отцы своим детям, что весьма и весьма задело их за живое. Да только матч-реванш опять проиграли. Может быть, оно и к лучшему – дети-то в любом случае должны быть лучше родителей.

Музей как сердечная солидарность

- Затишье – это плохо! – все время говорят в этой школе. – Надо что-нибудь – да придумать.

И придумали в школе музей. Каждый, входящий в первый зал музея, наступает на дату его основания – 1986, выложенную метлахской плиткой. 15 лет, стало быть, в 2003 году этому детищу и всей школы, и Любови Леонтьевны Дохленко, учительницы истории, вложившей немало труда в то, чтобы ожили эти залы. У нее и дети ведут экскурсии так, что фронтовики шепчутся:”Да они как будто там были!” А музей посвящен не просто истории слободы Скосырской (первое упоминание о ней в документах датировано 11 июля 1782 года), но прежде всего Великой Отечественной. Знаменитый Бадановский танковый прорыв (в ходе него был уничтожен аэродром, с которого взлетали самолеты, поддерживающие фашистов в Сталинградском кольце) прошел именно через Скосырскую. Именно юный житель этой слободы Ваня Дегтярев указал дорогу танкистам.

- Так зачем же нам искать юных героев войны на стороне, когда у нас свои есть?! – это Любовь Леонтьевна рассказывает об уроке, который каждый год в феврале проходит в школе и так и называется “Юные герои Тацинского района”. Комната боевой славы в музее – это тот самый класс, где учился Ваня Дегтярев (сам музей расположен в здании старой школы), и в котором мечтают преподаватели повесить памятную доску. Есть в комнате боевой славы и находки, который каждый год в большом количестве находят при вспашке – болванки снарядов, штыковые лопаты, дырявые каски. Земля до сих пор начинена железом войны и с неохотой с ним расстается.

Юрий Бобков – художник и скульптор, участник прорыва, раненый при обходе Скосырской, много лет спустя сделал макеты тех боев, которые бережно хранятся в залах музея. В самой слободе не осталось ни одного жителя, который бы не побывал здесь. А прикоснувшись к истории, самому хочется что-либо оставить на память потомкам. Так появилась в музее шинель Анны Григорьевны Сельченко, в которой она пришла с войны. Хранятся в музее и письма с фронта членов семьи Ворониных, отданные на хранение школьникам. О каждом ветеране Скосырской – хоть маленькая фотокарточка! – да есть в музее, не говоря уже о тех воспоминаниях, которые пишут, присылают и привозят участники Бадановского прорыва. “На коленях у братской могилы седовласый стоял генерал” – эти строки местный поэт написал о самом Баданове, который также приезжал в Скосырский школьный музей.

Давно уже перерос школьный музей свой статус, и так же давно стоит – но пока никак не может решиться! – вопрос о придании ему статуса филиала районного краеведческого музея.

Офицерский класс

Надо обязательно что-нибудь придумать! Затишье – это плохо!! И придумали в Скосырской школе офицерский класс. Точнее, Леонид Григорьевич Летницкий придумал. Сама идея нашла понимание у генерал-майора Михаила Александровича Невдоха, который с 1999 года возглавляет Рязанский военный автомобильный институт. Вот и был в Скосырской организован класс по подготовке к поступлению в это учебное заведение, и, надо сказать, немало желающих со всего района нашлось здесь учиться. Каждый четверг приезжают они сюда и проходят усиленный курс математики, физики и начальную военную подготовку, сочетаемую с подготовкой физической.

Из первого выпуска офицерского класса в Рязанский институт поступили 13 человек, из второго – 16 человек. Причем в институте просят присылать скосырцев своих выпускников еще и еще, поскольку они резко выделяются своим поведением среди избалованных прочих абитуриентов. И еще одну особенность надо отметить: какую оценку имел выпускник в аттестате по сдаваемому на вступительных экзаменах предмету, то он и получал там, в Рязани. Недаром в районе говорят порой родители учеников других школ:”Ваши пятерки – это пятерки, а наши у вас могут и тройками оказаться!” Вот вам и сельская школа, вот вам и глубинка!

Очень не любят это слово в Скосырской школе, считая его уничижительным для себя. А автору этих строк так не кажется, потому что, где еще, как ни здесь и сохраняется то самое, что поэт назвал “золото, золото, сердце народное”, подкрепленное глубокими знаниями и жгучим желанием работать. Стояла на этом и будет стоять Россия.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru/formation/shools/FshoolsScosir.htm. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.