Художник ничего не должен доказывать

Борис-Спорыхин.Рыбаки

Борис Спорыхин. Рыбаки

В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка, которую рекомендуется в обязательном порядке посетить всем, кто хочет связать свою жизнь с изобразительным искусством. В экспозиции представлены 47 работ 21 художника из тех донских живописцев, которых принято уже называть классиками.

Борис-Спорыхин.-Осень-на-До

Борис Спорыхин. Осень на Дону

Открывая выставку, главный хранитель музея Ирина Воробьева предложила обратить внимание на тот факт, что творчество всех представленных художников связано с Ростовом-на-Дону. Многие из них учились в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова, уезжали продолжать учебу в столицы, а потом возвращались на Дон. Представленные картины созданы в 1930-50-е годы, а их авторы стали настоящими классиками донского искусства. В фондах музея образовались настоящие коллекции работ Чарского, Скопцова, Спорыхина. Талалаевой, Балановой и других мастеров, по которым можно изучать их становление в искусстве.

— Но не так-то легко было собирать их работы, — заметила директор музея Светлана Крузе. — Обычно музей приобретает картины на выставках, а в послевоенные годы выставок было крайне мало. И художники, понимая это, после выставки 1947 года все свои работы подарили РОМИИ. Это был бесценный дар, поскольку сам РОМИИ был тогда очень молод: он как отдельный музей был учрежден в 1938 году, и его фонды пострадали в годы Великой Отечественной.

Анна-Гайвоненко

Анна Гайвоненко. У портрета вождя

По словам Светланы Крузе, ХХI век заставил искусствоведов пересмотреть свое снисходительное отношение к стилю в живописи, который принято называть «социалистический реализм». К примеру, на выставке можно увидеть работу Анны Гайвоненко «У портрета вождя». С одной стороны, ее пафос — дань времени, но с другой — работа необыкновенно лирична. Трогает картина трепетным изображением любопытной маленькой девочки, чем и интересна сегодня.

На открытии выставки казалось, что искусствовед РОМИИ Галина Головкина практически про каждую представленную работу может рассказывать часами. Особенно увлекательные оказались ее рассказы, связанные с портретами. Она попросила зрителей обратить внимание на портрет Павла Крамера, известнейшего в довоенном Ростове коллекционера и мецената. Образ этого человека, который свой путь коллекционера начинал с дружбы с членами Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, передал на полотне художник Семен Скопцов, которому в тот момент, в 1938 году, шел всего лишь 21-й год.

Борис-Скопцов

Семен Скопцов. Портрет Павла Крамера

Прекрасен представленный на выставке портрет актрисы Подоваловой, работавшей в театре имени Горького в 1960-е. Его автор Арсений Чернышов, человек трудной судьбы, прошедший во время войны плен. Нелегкой была его жизнь из-за этого в послевоенные годы. Его слова процитировала на открытии выставки Светлана Крузе: «Художник ничего не должен доказывать. Настоящее искусство убеждает само по себе, и зритель понимает все, что нужно». Так вот, продолжила Светлана Крузе, на этой выставке работы говорят сами за себя, так как творчество этих художников — это наша гордость.

Михаил-Бабич-залив-фриш-гаф

Михаил Бабич. Залив — фриш гафт

Читайте также...