Добро пожаловать в эпоху 1930-50-х!
Выставка на РОМИИ предлагает непредвзято оценить соцреализм.
Как известно, этот период в развитии отечественного изобразительного искусства весьма неоднозначно оценивается как простыми зрителями, так и искусствоведами.
Однако в эту эпоху творили действительно великие мастера
— Все они следовали традициям реалистического русского искусства и являлись учениками великих мастеров — Серова, Коровина, — рассказал Валерий Рязанов, старший научный сотрудник музея. По словам Валерия Васильевича, музей отважился представить картины, которые десятками лет не видели зрителя.
Ценность этих работ не только в том, что все это прекрасно нарисовано (да и художники верили в то, что писали), но и в том, что эти жанровые композиции являются портретом эпохи. На них люди, современники художников, которые живут своей жизнью — и этим интересны. Жанровые сцены — традиция русской живописи. Но и здесь есть настоящие художественные открытия: так «Донская герань» Семена Скопцова — это и натюрморт, и часть городского пейзажа одновременно. А «Портрет женщины в красном берете» Соколика- чем не советская «Жанна Самари»?!
Они действительно интересны — работы тогда еще начинающих мэтров донского изобразительного искусства: Семена Скопцова, Бориса Спорыхина, Тимофея Семенова, Акима Аванесова. Где еще, на каком снимке увидишь «Ростов вечером» 1937 года?! Страшное было время. Но, как видно на картине Акима Ованесова, и тогда Большая Садовая (улица Энгельса) была заполнена нарядно одетой публикой. «Рыбаки Дона» Бориса Спорыхина явно отсылают к «Поднятой целине» Шолохова, а «На колхозной птицеферме» Николая Варення так много птицы, что явно говорит о скорее желаемом, чем действительном.
Выставка в РОМИИ называется «Я другой такой страны не знаю…» является частью проекта музея, посвященного живописи ХХ-ХХI веков.