Если петь — так хором

женский хор РГК-min

Женский хор Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова – один из исполнителей произведений, представленных на конкурс имени Виталий Ходоша.

Что представляет собой сегодня современная музыка? Кто они, нынешние композиторы и почему сочиняют произведения для такого жанра, как хоровое пение? Ответы на эти и другие вопросы автор этих строк искала, побывав на третьем туре Второго Всероссийского открытого конкурса композиторов и хоровых дирижеров имени В. С. Ходоша.

сувенир конкурса-min

Сувенир конкурса

Нет нигде в России

По словам сопредседателя Оргкомитета конкурса, председателя Ростовской композиторской организации, заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова Анатолия Цукера, конкурс появился в память о замечательном композиторе, которого публика, интересующаяся академической музыкой, знает во всей России. Произведения Виталия Ходоша исполняются во всех городах России, где только не довелось побывать Анатолию Моисеевичу в качестве председателя госкомиссий консерваторий. Причем самой большой популярностью пользуется его хоровая музыка.

Потому после преждевременного ухода композитора, мы, рассказал Анатолий Цукер, решили в его память и организовать такой конкурс.

Подобного конкурса нет нигде в России. В нем не только соревнуются композиторы и дирижеры, причем произведения самих композиторов тут же попадают «под исполнение» исполняются хоровыми дирижерами. А для самих хоровых дирижеров — это отличная «проба пера», потому что они сталкиваются с никогда не исполнявшейся музыкой, что представляет собой особую сложность и ответственность.

Счастливы все — и дирижеры (это расширяет их репертуар, они становятся сопричастными к рождению нового произведения), и композиторы, которые тут же слышат свое произведение, исполняемое хором.

И стар, и млад

Второй конкурс проводился по той же схеме, что и первый — два заочных тура и третий очный. Но были и изменения. Прежде всего, во втором конкурсе гораздо большее количество участников (их около 80) и география шире: сегодня произведения на конкурс приходят и из Петрозаводска, и из Красноярска. Существенное отличие и в том, что сняты возрастные ограничения. Если первый конкурс был ориентирован на молодежь (а молодые редко обращаются к сочинению хоровой музыки, которая весьма специфична), то сегодня в нем могут участвовать как студенты, так и их профессора — конкурс проходит анонимно, произведения члены жюри слушают под девизами.

Более того, члены жюри не имеют возможность общаться друг с другом, находясь в разных городах — а это Кишинев, Донецк, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов. Вышедшие в третий тур определяются суммой выставленных им баллами. Потому, кто окажется в лауреатах, не знает никто. Результаты показали, что в победителях рядом могут оказаться студент и профессор, маститый композитор и только начинающий.

Многие композиторы пожелали лично присутствовать на концерте третьего тура конкурса, который проходил в Большом зале Ростовской государственной филармонии, и вход на который был свободен для всех желающих.

А дело-то любимое

«Молоту удалось поговорить с участниками конкурса, ставшими лауреатами. «Композитор среднего возраста», как представил его Анатолий Цукер, Вячеслав Зуев приехал в донскую столицу из Екатеринбурга. Он, член Союза композиторов России, представился скромно: «Композитор». Отвечая на вопрос, а каково сегодня живется сочинителю музыки в России, Вячеслав согласился с тем, что живется нелегко. Но ему согревает душу тот факт, что он занимается любимым делом. Он и пианист, и аранжировщик, и преподаватель класса фортепиано. Уральская композиторская организация в Екатеринбурге отметила свое 80-летие. в рамках этого юбилея были организованы два концерты, на которых были представлены произведения почти всех своих композиторов. В третьем туре конкурса имени Виталия Ходоша исполнялось его произведение, как заверил Вячеслав, весьма хрестоматийное, сочиненное на стихотворение Афанасия Фета «Ласточки» для смешанного хора.

Вадим Генин — один из самых молодых участников финала конкурса. Его основная профессия — медицинская физика, по ней он и работает в Саратовском университете. И одновременно Генин — студент третьего курса Саратовской консерватории по классу композиции.

— Меня потянуло в современное искусство в целом, а не только в современную хоровую музыку, — признался Вадим. По его мнению, современная музыка — она не совсем и музыка, она существует на стыке разнообразных направлений, все перемалывает, и границ там нет. Потому и получается, на взгляд обычного слушателя, странноватый продукт. Но это не прикладное искусство, оно требует полного погружения и апеллирует как к личному опыту слушателя, так и к истории и традициям. Туда — высокий порог вхождения, но оно влияет и на того слушателя, у которого есть пробелы в том же образовании или чувственном опыте.

Вадим Генин представил на конкурс произведение под названием «Поезда следуют с увеличенными интервалами» на стихотворение московского поэта Дмитрия Данилова. В нем единственная строка, которая, исполняясь хором постоянно, вводит слушателя в определенный транс.

На вопрос, где сегодня можно услышать произведения современных композиторов, Анатолий Цукер ответил так:

— В российском композиторском Союзе несколько лет назад произошли радикальные изменения: поменялось руководство, а с ним и принципы работы. И сегодня Союз композиторов проводит ряд весьма солидных конкурсов, которые транслируются на всю Россию каналом «Культура». Так что желающий — да услышит.

Профессор перечислил некоторые из них — фестиваль «Пять вечеров», всероссийский конкурс «Аванти», где исполняются новейшие произведения, конкурс «Партитура», в котором соревнуются симфонисты и так далее. Пока трансляцию в Сеть конкурса имени Виталия Ходоша организовать не удалось, но это — в будущем, заверил профессор

Читайте также...

Яндекс.Метрика