Не только художник, но и коллекционер
В Ростовском областном музее изобразительных искусств (Пушкинская, 115) открылась уникальная выставка-публикация «Николай Мосолов. К 175-летию со дня рождения» из цикла «Художники-юбиляры года».
Как рассказала автор выставки, старший научный сотрудник музея Галина Долгушева, выставка, посвященная Николая Мосолову, проходит в РОМИИ впервые. Работы художника появились в музее в 1954 году, когда из Русского музея в провинциальные музеи России стали передаваться произведения графики.
Четыре книжных иллюстрации в жанре офорта к роману Алексея Толстого «Князь Серебряный» работы Николая Семеновича несомненно привлекут внимание. Они созданы по рисункам художника Шварца, дотошного исследователя жизни ХVI века, связанного с жизнью Ивана Грозного.
Однако самыми интересными, скорее всего, окажутся портреты отца и деда художника. Автопортрет самого Николая Семеновича Мосолова 1876 года в собрании РОМИИ отсутствует, но на выставке представлена его фотокопия. В отдельной витрине выставлена его фотография: график снят уже в конце жизни, поскольку предстает он перед зрителем почтенным гражданином.
С 14 лет Николай Мосолов вместе с отцом занимается коллекционированием, в которое был страстно влюблен. В этом же возрасте он начал заниматься и гравировкой. А знакомство с офортами Рембранта определило всю его жизнь.
Семейство Мосоловых-коллекционеров было известным в Москве, и первым, кто начал собирать произведения искусства, был дед художника, которого звали также Николаем Семеновичем. Слева от фотокопии автопортрета Николая Мосолова находятся его графический портрет, который художник гравировал с портрета Николая Семеновича-старшего работы Ореста Кипренского. Старший Николай Мосолов собирал произведения живописи фламандских и голландских мастеров, которые сейчас находятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Семен Николаевич Мосолов, отец юбиляра, тоже оказался страстным коллекционером. Он помогал сыну осваивать технику гравировки, а сам был влюблен в культуру ХVII века. Именно он собрал замечательную коллекцию графики Рембранта — около 400 листов. Недаром сын изобразил его на портрете, а ля Рембрант. Николай Семенович-младший также всю свою жизнь был предан Рембранту и дополнил ту коллекцию его работ, которую оставил ему отец. Николай Мосолов окончил Академию художеств у знаменитого художника-графика Йордана, а потом в Вене, Париже, Дрездене учился в мастерских известных мастеров, изучая при этом графические коллекции музеев мира и пополняя свою
В итоге около двух тысяч графических произведений в конце своей жизни он передает московским музеям — в Румянцевский, в музей на Волхонке (нынешний ГМИИ имени А. С. Пушкина). Таким образом, коллекция сохранилась и сегодня является частью огромного графического собрания, которое хранит этот музей.
Живопись известна, графику редко кто знает в силу определенных обстоятельств. Графика сама по себе более камерна и способствует, скорее, личному собеседованию. А Мосолов был не просто прекрасным графиком и собирателем, но еще и исследователем этого вида искусства. Он описал всю свою коллекцию, создав ее каталог. И такого количества графики Рембранта благодаря семейству Мосоловых нет ни в одном музее мира.