От поручика Ржевского до Наполеона
Газета «Молот» возобновляет встречи в редакции, которые вот уже несколько десятилетий носят название «молотовские четверги». По общему мнению, первой должна была стать и стала встреча не с кем иным, как с любимцем ростовской публики, артистом Ростовского академического молодежного театра Сергеем Белановым.
Начало
Если спросить у любого зрителя, свидетеля блестящей игры артиста, какова же его первая специальность, правильно со 100-процентной вероятностью не ответит никто. А это потому, что в первом дипломе Сергея Беланова значится… учитель начальных классов и заведующий воспитательной работой в школе.
Получая этот диплом, артист успел послужить в военно-воздушных силах страны, потому все военные образы — от поручика Ржевского до Наполеона — ему не чужды. А первая его несостоявшаяся роль — самый младший козленок в спектакле «Волк и семеро козлят». Несостоявшаяся потому, что до премьеры этот «козленок» был очень резвым и отметился много чем, а на премьере, поняв, что все это придется проделывать перед зрителем, испугался и убежал.
— Но как не старалась моя мама уберечь меня от театра, — признался Сергей, — все-таки не уберегла.
Встреча с Чигишевым
Поступление же на знаменитый курс Владимира Чигишева (главный режиссер Ростовского Молодежного с 1985-го по 2005 годы по) случилось по воле случая, а точнее, объявления о наборе абитуриентов, которое попалось на глаза Сергею и его другу и будущему однокурснику Юрию Купавых. Это был 1997 год. Наш герой пошел с другом «за компанию», будучи уверенным, что в 27 лет учиться на актера уже не берут. Однако Владимир Чигишев был мнения другого (потом уже артист узнал, что режиссер собирался ставить «Чайку», и ему был нужен совершенно неординарный Треплев), в результате чего театр сегодня имеет в труппе одного из ведущих артистов.
А курс был непохожим ни на какой другой и дико талантив: студенты оказались самого разного возраста и разных «фактур». Сергей Беланов с гордостью говорит, что сегодня в профессии работают более семи выпускников этого курса, что совсем неплохо. Сам Сергей служит в Молодежном уже более 20 лет, в первый выйдя на сцену на втором курсе в роли советского разведчика в спектакле Валерия Воронина.
Механика игры
Может ли актер стать «заложником образа»? Такое бывает, соглашается актер, потому ему всегда нужно вырываться из привычного. А насчет запоминания огромных текстов ответ таков: да, сложно понять, как в небольшой голове может уместиться столько слов. Но когда есть, о чем говорить, и если в тебе режиссером заложено то, что твой персонаж хочет сказать, то «текст учится ногами»: фактически он привязывается к движениям и мизансценам. Ну, и импровизация бывает: есть случаи, когда текст «вылетает» из головы. А если пьеса в стихах? Тогда и импровизировать приходится в стихотворной форме. Когда режиссер Александр Горбань взял Сергея Беланова на роль Пушкина в спектакле «Онегин», то сказал: «Если забудешь текст, читай стихи Пушкина. Любые. Даже подсказывай другим забытый текст стихами Пушкина».
Отношения со зрителем
Александр Бартман, поставивший «Амадея», говорил актерам: «Если у кого-то в зале зазвонит телефон, остановитесь и подождите, пока звонок закончится». Так раз и было, рассказывает Сергей, я остановился и смотрел в сторону этого зрителя, пока звонок не стих.
В «Гамлете», где артист играет одного из могильщиков, зрителей водят по театру: действие проходит, в том числе, и в подвале, где выкапывается настоящая могила. «Когда мы заходим в подвал со своим напарником, — говорит Беланов, — я уже понимаю, зачем зритель пришел». Их, зрителей, немного, и видно было, к примеру, что на одном из спектаклей жена привела мужа в театр. Он уже изнемогает, переминаясь с ноги на ногу, и спрашивает: «Ну, сколько можно?!» Она отвечает: «Ну, потерпи еще 15 минут. Сейчас все умрут и пойдем домой».
Самый лучший зритель, особенно на детских спектаклях, это зритель семейный — когда в зале смотрят спектакль родители с детьми. Предсказать поведение школьников при походе в театр невозможно. Сергей Беланов застал еще то время, когда подростки стреляли в актеров на сцене из рогаток. А сегодня говорить о том, что они перезваниваются, находясь кто в партере, кто на балконе, и говорить не приходится.
Но есть и другой зритель. На гастролях в Новосибирске, один из них, беря автограф, сказал Сергею: «Мы за вами следим». Как — по Интернету? Так что актеру стоит привыкать к тому, что его творчество отслеживают.
Дети
У артиста — два сына. Старший сейчас работает в Санкт-Петербурге в строительной фирме. Он хотел пойти по стопам отца, и тот отвадил сына от будущей актерской профессии вопросом, готов ли юноша четыре года не видеть дня. Ведь театральный курс как секта: занятия утром начинаются и поздно вечером заканчиваются — и так каждый день все четыре года.
Однажды Сергей привел младшего сына на сцену и показал, какие тонны фонарей висят над актерами. Тот, вроде бы тоже собиравшийся идти по актерской стезе, сказал: «Нет, лучше я пойду в военное училище».