Когда портреты заговорили

Портрет дамы в черном и ранее присутствовал в постоянной экспозиции РОМИИ

Необычная выставка «Собрание в собрании. Коллекция Залогина А.П.» в Ростовском музее изобразительных искусств демонстрирует замечательные произведения живописного и декоративно-прикладного искусства ХVIII-ХIХ веков и повествует об удивительной судьбе этой коллекции и о ее владельце.

Франц Ксавье Винтерхальтер. Портрет Авроры Демидовой-Карамзиной. 1840-е годы.

О проекте рассказала замдиректора РОМИИ по научной работе Антонина Нарыжная.

Невостребованное наследство

Сама выставка не просто собрание экспонатов (а их около 50-ти), а итог работы научных сотрудников музея за много лет. Большая часть предметов прошла атрибуцию, и сегодня они предстают перед посетителями музея не только в виде полной коллекции (а отдельные живописные полотна благодаря своему высокому уровню были представлены в постоянной экспозиции музея, посвященной русскому и западно-европейскому искусству ХVIII-ХIХ и началу ХХ веков), но зачастую в ином качестве, чем было ранее.
Коллекция представленных предметов искусства удивительна уже тем, что передана она была в музейный фонд 22 августа 1946 года. Остается только удивляться, как столь немалое собрание произведений искусства высокого уровня сохранилось во время оккупации, когда фашисты вывозили с захваченных территорий все ценное, что могли обнаружить.
В каталоге о самом коллекционере содержались лишь сведения о его фамилии с инициалами — А. П. Залогин. Была также известно, что существующий наследник, а им, по словам Антонины Нарыжной, оказался сын коллекционера, вступать в наследство не стал. Коллекция по правилам сначала пребывала в музее во временном хранении, а через пять лет перешла в основной фонд.

Важная дама оказалась императрицей

Когда сотрудники музея приступили к работе с коллекцией, стало понятно, что далеко не все произведения искусства соответствуют информации о них. Так, портрет неизвестного военного был атрибутирован известным искусствоведом Валерием Рязановым как изображение воспитателя детей императора Николая Первого полковника Карла Мердера. А затем был определен и автор данного портрета: им оказался знаменитый немецкий художник Франц Крюгер, который был приглашен Николаем Первым для создания портретов людей его ближайшего окружения и своей семьи.
Валерием Васильевичем была определена и модель небольшого портрета начала ХVIII века, значащегося в коллекции как «польский гетман». Было определено имя изображенного, представителя белорусского дворянства Александра Поцея.
Детские портреты — мальчика и девочки в коллекции были записаны за французским художником Шарлем Андре. Научный сотрудник музея Лариса Цымбалова, изучая эти работы, определила, что это работы знаменитого мастера Шарля Андре Ван Лоо, французского придворного живописца ХVIII века (любимца маркизы Помпадур) голландца по происхождению, умевшего хорошо понимать психологию детей, а потому прославившегося именно детскими портретами.
Художник портрета важной дамы, созданный в 1790-х годах, так и остался неизвестным, но имя модели определила сотрудник музея Галина Долгушева. Его оказалась императрица Мария Федоровна, супруга Павла Первого.

Собиратель

Так можно рассказывать о каждом предмете выставки «Собрание в собрании…». Но кто же он такой — А. П. Залогин, собравший коллекцию произведений искусства столь высокого уровня? Это было важно определить, поскольку собрание работ всегда представляет личность коллекционера, а, судя по всему, это был человек неординарный.
К сожалению, время работало против исследователей. О коллекционере было неизвестно практически ничего — ни имя и отчество, ни род его занятий, ни дата рождения, почему от нее отказались наследники.
Музейщикам помогли сотрудники архива ЗАГСа Кировского района Ростова-на-Дону. С их помощью удалось выяснить, что звали коллекционера Алексей Петрович Залогин. Он умер в возрасте 78 лет. В графе «занятия» значилось — кустарь. Каким ремеслом он занимался — неизвестно. Проживал он на 14-й линии в бывшей Нахичевани. У него был сын Григорий Алексеевич, к моменту смерти отца которому исполнилось 52 года. К моменту смерти у коллекционера имелся и внук Александр 1942 года рождения.
Попытки найти наследников Алексея Петровича оказались неудачными: время было упущено. Ушли из жизни современники коллекционера. А когда удалось определить адрес сына, то выяснилось, что квартира продана, а на ее месте работает сауна.

Поиск продолжается

Почему так было важно найти сведения о Залогине? История личности объединяет экспонаты, они легко сочетаются друг с другом. А это говорит о хорошем вкусе и знании предмета. Как произведения такого уровня и значимости могли оказаться в Ростове? Одна из версий такова: гражданская война заставила бежать на юг страны многих представителей потомков дворянства, которые, уезжая в эмиграцию, прощались здесь с тем, что везли с собой из столиц.
Но это только одна из версий происхождения коллекции. Работа с ней продолжается, и сотрудники музея будут рады любой информации о ней, самом коллекционере и его наследниках.

Читайте также...

Яндекс.Метрика