Как театру разбудить фантазию ребенка

Тамара Колесниченко и ее макет к спектаклю «Щелкунчик»

«Живой Ростов» уже писал (http://werawolw.ru/?p=29125) о спектакле «Щелкунчик» в Волгодонском молодежном драматическом театре. Его сценография показалась автору этих строк настолько неординарной, что захотелось узнать — не только о том, как она рождалась, но и о ее авторе.

Из семьи офицера

Судьба Тамары Колесниченко, художника-постановщика самой популярной новогодней сказки мира в Волгодонске, необычна сама по себе. Окончив театрально-декорационное отделение Астраханского художественного училища, она уехала в Харьков. Однако драмтеатр имени Пушкина, куда должна была выйти Тамара Владимировна на работу, сгорел накануне начала ее рабочей карьеры. И она ушла работать … в цирк, правда, быстро поняв, что специфика — «не ее».

Уехав из Харькова в Капустин Яр (поселок возле знаменитого полигона в Волгоградской области), где жили родители, работу Тамара не нашла и там, потому далее ее путь лежал к родственникам в Волгоград. Там оформлять пришлось ей все — концерты, шоу, спектакли. Но и оттуда она уехала — в Волгодонск вместе с отцом, где и живет поныне.

Когда художник «повернут» на театре

Здесь, в городе, летом засыпаемом жерделами, чему немало удивляются приезжие, она в 1988 году и познакомилась с Николаем Николаевичем Задорожным, основателем народного театра и театральной школы, на базе которых много позже вырос театр профессиональный. Театр уезжал на фестиваль в Москву, нужно было помочь с оформлением спектакля «Весна священная». А потом как человека, «повернутого на театре», Николай Николаевич таки «вытащил» ее из отпуска по уходу за ребенком на работу в театральную школу.

С 1992 года она и была связана и с этим замечательным педагогом и режиссером, и с дипломными работами его учеников. А это «Два клена», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Алые паруса», «Пикник», «Театр». Параллельно шли новогодние постановки. Задорожного она вспоминает с удовольствием, говоря о его большом человеческом тепле.

После ухода из жизни Николая Николаевича она ушла на преподавательскую работу. Александр Федоров, директор театра (и ученик Задорожного), снова позвал ее в театр — теперь ставший профессиональным. С ним они поставили «Собак», «Пушкинский бал».

Таинственный Гофман

Так совпало, что 2022-й оказался годом 200-летия со дня смерти Гофмана, в этот же год в здании, где обосновался Волгодонский молодежный, «Щелкунчик» стал ее первой постановкой. Этот автор всегда был ей интересен. Сама сказка — все-таки материал серьезный, скорее для взрослых, но она решила делать ее легкой и интересной для детей.

Тамара Владимировна обожает Санкт-Петербург. 2008-й она отмечала Новый год в этом городе, который представлял тогда невероятную снежную сказку. Дочка, у которой она остановилась, снимала квартиру напротив общежития нахимовского училища. И там проходил бал, прекрасно просматриваемый в высоких окнах этого старинного особняка. Было полное ощущение театрального действия, и это ощущение она запомнила. Эту сказочную феерию она и привела на сцену.

Более того, действие у автора пьесы Уфимцевой происходит в подвале, она же перенесла его на чердак, что и позволило всю сцену заполнить сказочным городом — его горящими окнами на фоне заснеженных крыш, создающими ту самую волшебную атмосферу, которая и должна пробуждать фантазию ребенка: ведь за каждым горящим окном что-то обязательно происходит.

Так совпали два волшебства — слово Гофмана и знаменитая музыка Чайковского, звучащая в спектакле. Произошло и «попадание друг в друга» режиссера Евгения Калинина и художника Тамары Колесниченко.

Детям нужны сказки, которые побуждают их мечтать, уверена Тамара Владимировна. Потому она снова мечтает сделать на сцене сказку — что-то из сибирских. Впрочем, такой сказкой может стать и «Конек-горбунек». А еще лучше нечто-то из сказок казачьих: надо же отдать дань своим предкам, которые были казаками.

Читайте также...

Яндекс.Метрика