Каково оно, «лицо донской национальности»
Какую роль сегодня в жизни общества играют казаки? Почему так легко распался на «национальные квартиры» СССР? Стоит ли изучать национальный состав населения Дона почаще, чем раз в десять лет? Обсуждение результатов последней переписи населения с доктором социологических наук, профессором ЮФУ Галиной Денисовой вполне закономерно вышло на дискуссию о проблемах современного общества.
Когда равенство пошло во вред
— Почему, по вашему мнению, из всех переписанных граждан 127 183 человек отказались отвечать на вопрос о национальной принадлежности?
— От почти четырех миллионов, свою национальность указавших, что не так много. У «отказников» на такой отказ есть конституционное право. Более того, принят нормативный акт, согласно которому интересоваться национальностью человека незаконно, если он сам огласить ее не пожелает. Социологи, изучающие этничность, очень сожалеют об отсутствии таких данных. В советский период истории национальность в отличие от религиозности учитывалась, что позволяло проводить территориально равномерную социальную политику — выравнивать число образовательных, медицинских учреждений, регулировать подготовку национальных кадров и так далее. Была установка на то, чтобы все национальности обладали равным ресурсом развития. В 1990-е обнаружилось, что внутри республик РФ все эти качественные характеристики в меньшей степени были представлены для русской части населения, чем для титульных народностей. В новые времена от учета этничности в переписи отказались, увидев в этом возможность нарушения прав человека. Кроме того, была обоснована другая стратегия национальной политики — укрепление многонационального российского согражданства, равенство доступа каждого, независимо от религиозных и этнокультурных характеристик ко всем ресурсам страны, равное территориальное развитие всех регионов. Эта стратегия предотвращает возможность для радикалов «поднимать» людей на борьбу за «национальные квартиры».
Тревожит вообще-то другие показатели в переписи — например, количество записавшихся казаками.
Родину защищать
— Да, их количество как-то поуменьшилось: 21403 человека против 29682 в 2010 году …
— У нас, в сожалению, нет данных о причинах такой регрессии: это естественная убыль или человек решил переменить свою идентичность. СВО обнаружила, что возрождение казачества было делом правильным. Сегодня если ты казак, у тебя есть возможность реализовать взятую на себя историческую миссию — Родину защищать. И тут возникает масса вопросов, например, о готовности молодежи к этому.
— Но ведь в истории были, к примеру, и торговые казаки?…
— Да, но при необходимости они были готовы встать «под ружье». Мы же говорим про реестровых казаков. А они пишут заявления о том, что как казаки они готовы добровольно защищать Родину. А принуждает их к этому историческая память и то, что в жилах течет казачья кровь.
— Тогда государство их в этом должно поддерживать.
— Оно в свое время и поддерживало — давало земли, освобождало от налогов за их ратную службу.
— Но они не могли не хотеть защищать Родину, так их с детства воспитывали.
— Я думаю, что по казакам будет принято определенное решение, особенно в пограничных районах. Они не заменят пограничников, но будут подготовленным воинским резервом, готовым к обороне в любое время.
В последние годы ведется большая работа с казачьей молодежью, но больше — в историко-культурном аспекте. Нынешняя ситуация показала другое: наряду с этим компонентом в казачьих школах нужна начальная военная подготовка, техническая подготовка для современной армии (например, автодело), широкий спектр экстремальных видов спорта, единоборства, стрельба, да и первичная медподготовка. И это — не только для сохранения культуры казачества, а для укрепления ментальности населения пограничных территорий.
Казаки нашли свое место в наше время. Теперь должна быть скорректирована государственная инфраструктурная поддержка.
Разнообразию — радоваться
— Вернемся к представителям народов, населяющих Ростовскую область. У нас, оказывается, есть такие, о которых в обычной жизни и не слышно — те же дидойцы, гунзибцы, цахуры и каратинцы…
— Вы перечислили народности Дагестана, которые живут у нас давно. Есть и экзотические идентичности, вспомните перепись 2010 года. Влияние «Властелина колец» сказалось настолько, что у нас обнаружились и эльфы. А китайцы, туркмены — это те, кто приехал к нам учиться, переписавшиеся студенты.
— Обращает внимание на себя тот факт, что представители всех, скажем так, экзотических для Дона национальностей не просто владеют русским языком, но и используют его в повседневной жизни.
— Я считаю, что такому разнообразию народов нужно только радоваться — и не только потому, что это хорошие плоды национальной политики. Сегодня люди понимают, что не нужно прятать свои национальные корни, наоборот, это дает человеку какие-то преференции, выделяет его из общей массы людей. Радует, что своей национальности не стыдятся, а радостно себя позиционируют: значит, в области с климатом межнациональных отношений все нормально.
— Меня смутило резко уменьшившееся количество украинцев, хотя был у нас и 2014-й, и 2022 годы… Разве многие не осели на Дону?
— Наша область была и принимающим и в то же время транзитным регионом. Основное большинство прибывших проследовали в другие регионы. Но я бы допустила и другое объяснение: многие захотели вернуться к своим русским корням. Вспомним, про активную украинизацию русского населения Донбасса в 20-30 годы.
— А как быть с украинским языком, который, по рассказам жителей Донецка, таки оставили в их школах — не смотря ни на что?
— А быть ли украинскому языку в донецких школах, будет решать даже не министерство образования ДНР. Согласно российскому законодательству, это решают в конкретной школе: если там набирается группа желающих изучать какой-то язык, школа обязана предоставить этим ученикам такую возможность. С малочисленными представителями национальностей (например, ногайцами или калмыками в Ростовской области) это трудно и финансово затратно организовать. Но все равно находят решение. Решат вопрос и в Донецке: если захотят родители обучать детей украинскому языку, я не думаю, что будут какие-то противодействия. В том же Крыму в школах таким образом оставили изучение и татарского, и украинского языков в качестве региональных.
— Меня также смутил тот факт, что 14 жителей области относят себя к американцам. Но разве это национальность, а не гражданство?
— Это какие-то остатки имперского мышления — это явление такого же порядка, когда говорят что в СВО воюют русские. А ведь все знают, что воюют и татары, дагестанцы, чеченцы, буряты, а не только русские. Мир научился видеть среди россиян лица разных национальностей.
— А что можно ответить человеку, назвавшего себя осетином, который на одной из интернетовских площадок написал: «Почему осетины должны воевать за русский мир?»
— Что он просто неграмотен. Воюют сейчас за Россию, которая, в частности, сохранила осетинам их осетинский язык, создала условия развития осетинской культуры, высшего образования, промышленности. И также — для любой другой национальности. Это и есть русский мир.
— Ну, а чем можно объяснить уменьшение в сравнении с 2010 годом количества армян? А белорусов? Да и греков?
— Сокращение этих этнических групп в Ростовской области значительное. Здесь требуется специальное исследование. Резкое увеличение армян произошло в 90-е годы за счет стрессовой миграции, затем — за счет трудовых мигрантов из Армении. Сегодняшняя перепись обнаружила потерю примерно пятой части армян в сравнении с переписью 2010 года. Чем объясняется это сокращение? Ответ можно получить при проведении специального исследования.