Детки в «Сетке»

Процесс цифровизации общества начался «не вчера», и вот уже нынешние дети рождаются не «в рубашке», а с компьютерной мышью в руке, отправляясь гулять на просторы Интернета, не спрашивая разрешения. Как уберечь малолетних, да и подростков от многих опасностей, которые их подстерегают в Сети? По счастью есть люди, в компетенции которых входит такая защита. Поговорить на эту тему согласилась Виктория Жученко, аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ).

Нужен ли контроль

— Мы не склонны считать Интернет этакой площадкой зла, — посмеивается Виктория. — Ведь необязательно попав в Сеть, ребенок будет завербован экстремистами, но на его внимание будет претендовать, в том числе, и деструктивный контент. Возраст знакомства с Интернетом весьма мал: уже в первом классе практически каждый ребенок имеет телефон, с которого заходит в Сеть. Но далеко не всех родителей волнует, чем их ребенок занят в интернет-пространстве.

Самый негативный вариант состоит в том, что маме и папе все равно, где гуляет в Интернете их ребенок. Второй негативный сценарий состоит в тотальной опеке, когда на гаджет устанавливаются всевозможные программы родительского контроля. Доходит до того, что некоторые программы могут сообщать маме с папой о выходе ребенка во время уроков за пределы школьной территории. Есть и более простой вариант, когда родительский контроль блокирует сайты, на которые ребенок не должен, по мнению пап и мам, заходить. Программа реагирует на ключевые слова, которые «вводят» в нее взрослые.

Ребенок в курсе такого контроля, а многие знают и то, как отключаются те или иные функции программ. Так что этот путь, кажущийся наиболее эффективным, порой способствует желанию ребенка скинуть сдерживающие его оковы. Важно учитывать, что уровень информационной грамотности ребенка зачастую превышает уровень грамотности остальных членов его семьи.

Обучить родителей

Но есть и путь, который считается наиболее эффективным — повышение медиаграмотности школьников, знакомство с информационной гигиеной пребывания в Интернете. И речь идет не только о детях, но и их родителях. Ведь если взрослый боится и не знает, как безопасно работать в Интернете, он не сможет научить этому и своего ребенка.

По запросу учителей Ростовской области Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет разработал онлайн-курс для родителей несовершеннолетних с названием «Интернет без угроз. Практикум для родителей». Для его освоения требуется всего 8 академических часов (https://ncpti.su/obuchenie/). Его можно пройти бесплатно, познакомившись с теми угрозами, которые актуальны сейчас. Есть и советы, как разговаривать с ребенком, чтобы тот не только слушал, но и слышал советы. Этому курсу около года, отзывы только положительные. И, по словам Виктории, его апгрейд идет постоянно. Были добавлены ссылки на новые законы и поправки к старым, пополнена информация о новых угрозах.

Так, 2 февраля 2022 года «Колумбайн» (скулшутинг) (речь о деструктивной субкультуре, посвященной вооруженному насилию на территориях образовательных организаций — прим. ред.) был признан террористической организацией. Теперь, когда ребенок в Интернете одобряет стрельбу в школе, это уже не рассматривается как деструктивный контент, а с точки зрения законодательства считается одобрением терроризма, и родителям стоит быть в курсе таких «тонкостей». Наказание несовершеннолетнему может последовать и уголовное.

Возможна ли жизнь вне Сети

В 2019 году Центр провел исследование, посвященное тому, как школьники и их родители ведут себя в Интернет-пространстве, какие интернет-угрозы для них актуальны. В какой-то момент стало понятно, что вопрос школьнику — сколько часов в день ты проводишь в интернете? — сформулирован неправильно. Если в 2019-м он знал, как отвечать (7-8 часов), то в 2021-м этот вопрос вводил опрашиваемого в ступор: он не мог разграничить время своей жизни в Сети и вне ее. Этот факт стал важным для понимания, как работать с безопасностью в Интернете. Медиаграмотность и критическое мышление нужно развивать не когда ребенок получает телефон в руки, а настолько раньше, насколько это возможно.

По принципу противоправности

— Цель нашей организации, — уточняет Виктория Жученко, — профилактическая работа. Мы ищем новые методики, схемы, форматы работы с детьми, чтобы не допустить стадии радикализации их взглядов. А негативный контент из Сети нам присылают киберволонтеры. На сайте НЦПТИ есть форма для таких активистов: если они сталкиваются с деструктивной и противоправной информацией, с помощью этой формы можно прислать ссылку на данный пост. Блокировать материал у нас нет полномочий, но мы проверяем, действительно ли материал нарушает закон. В случае нарушения мы передаем данные о нем в правоохранительные органы. Нам помогают социальные сети, которым также можно подавать заявку на блокировку: так получается даже быстрей, поскольку сети работают по пользовательским соглашениям (правила пользования сайтом).

Контент-фабрика в работе

Но разве на один сайт с противоправным контентом не должны ли появляется, как минимум, пять ресурсов, ему противоположных? «Да, — соглашается Виктория, — это ключевое направление борьбы с негативом. Мы стремимся работать на создание альтернативного конкурирующего контента, который будет привлекать внимание молодежи, блокируя их деструктивный интерес».

Проект центра, который существует с 2021 года, называется «Контент-фабрика «Параллели». Группам желающих из донских студенческих медиацентров было предложено создать контент, направленный на дискредитацию негативных явлений в формах, интересных их сверстникам и ребятам помоложе. Но сначала студенты освоили основы создания медиаконтента и получили знания о законодательстве, посвященного Интернету.

Проект поддержал Фонд президентских грантов, и он был реализован на региональном уровне. Тогда было создано 34 материала (видеоролики и плакаты), которые распространялись в соцсетях.

В 2022 году проект активно поддержало Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, в итоге состоялся Всероссийский фестиваль позитивного медиа-контента: тогда в Ростов-на-Дону приехали десять команд из десяти российских городов. Для ребят были проведены мастер-классы: их необходимость была продиктована тем, что зачастую позитивный контент уступал негативному по качеству.

Итогом фестиваля стал медиатон — некое подобие хакатона у программистов. Получив базовые знания, ребята создавали позитивный контент в течение 24 часов (http://proekt-paralleli.ru/teams?). Студенты поднимали в своих сайтах, плакатах и видеороликах темы кибербуллинга и секстинга, оправдания терроризма, экстремизма, подростковых суицидов, проблемы экологии и урбанистики.

Фестиваль показал, что среди молодых людей такие мероприятия пользуются популярностью: конкурс среди команд, претендующих на участие в проекте в 2022-м, был большой — 11 команд на одно место, так что в 2023-м такой фестиваль также состоится.

— Потом мы видели, как в других регионах также были проведены аналогичные «Контент-фабрики» с немного другими названиями, — говорит Виктория, — и это хорошо, потому что негатива, к сожалению, в Интернете много, и силами одного региона с ним не справиться. Мы также стараемся привлечь разыскивающих в сети противоправный контент киберволонтеров к созданию контента позитивного. Они должны понять, что для человека, занимающегося безопасностью в Сети, это не только вопрос «чистки Интернета». Вопрос — в применении своих знаний и талантов в деле создания новых ярких форм безопасной онлайн-среды: для этого молодым — и карты в руки.

Читайте также...

Яндекс.Метрика