История малой Родины — на ощупь

В венском музее «Верхний Бельведер» можно познакомиться с картиной Климта «Поцелуй» на ощупь. Теперь пять экспонатов Азовского музея-заповедника также будут доступны незрячим людям

Азовский музей-заповедник вошел в число 15 музеев России, которые стали победителями грантового конкурса «Создание тактильных копий музейных экспонатов», организованного благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» благодаря программе поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд».

Зачем они нужны

Конкурс был учрежден в поддержку российских муниципальных и региональных музеев, а именно музейных проектов, способствующих социокультурной адаптации незрячих и слабовидящих людей. К участию в нем приглашались муниципальные и региональные краеведческие, исторические, естественно-научные и художественные музеи. В течение 2023 года победители конкурса получат тактильные модели для выбранных экспонатов. Впервые в этом году победители смогут пройти образовательную программу, разработанную партнерами грантового конкурса ИКОМ России. Цель конкурса: создание инфраструктуры и улучшение качества культурной жизни незрячих и слабовидящих людей с помощью обеспечения музейных экспозиций тактильными экспонатами. За весь период проведения конкурса (а он проходил в третий раз) было поддержано 60 музеев в 24 регионах.

Во множестве ведомственных и подзаконных нормативно-правовых актов Российской Федерации во исполнение положений ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов закреплены требования доступности ко всем организациям культуры. Обеспечение доступности в музеях регулируется Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.11.2015 № 2803 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов».

— Тем не менее, бюджета на создание доступности у музеев зачастую нет, — пояснила руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева. — Наша грантовая деятельность направлена на поддержку музеев в этих вопросах и развитие прочной инфраструктуры, которая в будущем позволит сделать их доступными для разных посетителей везде. Ранее мы уже поддержали более 60 музеев, а также совместно с ИКОМ России создали методическое пособие «Доступный музей для незрячих посетителей».

— Данный конкурс предоставляет возможность и крупным, и небольшим музеям сделать большой шаг в формировании доступной среды для незрячих посетителей, становясь более востребованными у публики в целом. С каждым годом список победителей охватывает все новые города и учреждения, что говорит о положительных тенденциях развития социокультурной инклюзии в нашей стране, — отметила Динара Халикова, специалист по социокультурным проектам, член президиума Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) и представитель организации в NEMO (Сеть европейских музейных ассоциаций).

И обучение — тоже

Тактильные копии — модели объектов, адаптированные для тактильного осмотра. Они помогают незрячим посетителям получать информацию об экспонатах на ощупь и поэтому должны выдерживать длительное тактильное воздействие, быть прочными и безопасными, а также гармонично вписываться в экспозицию музеев.

— Каждый год благодаря грантовому конкурсу проекта «Особый взгляд» все больше музеев получают возможность адаптировать свои экспозиции. Приятно наблюдать, как развиваются коллеги и в своих заявках рассказывают об уже реализованных проектах и прилагают тифлокомментарии экспонатов. Также радостно слышать восторженные отзывы незрячих коллег, которые в путешествиях по России посещают музеи, где лучшие экспонаты тактильно доступны благодаря проекту. В этом году победители конкурса смогут принять участие в обучении от ИКОМ России. Это поможет им получить новые навыки в адаптации экспозиций и сформировать программу интересных мероприятий для незрячих гостей, — уточняет Динара Халикова.

Над каждым проектом по созданию тактильных копий будет работать большая команда мастеров. Это скульпторы, архитекторы, дизайнеры, инженеры, бутафоры, специалисты по 3D сканированию и 3D печати, специалисты по фрезерованию, форматоры, литейщики, мастера по лакокрасочным работам. Тактильные модели для музеев создадут по специальной технологии, разработанной Мастерской тактильных моделей Студии Шу.

— В конкурсе участвовали музеи с самой разнообразной тематикой: научные музеи с рассказом про аммониты, мамонтов и древних людей, художественные музеи с шедеврами живописи, музеи, которые планируют вовлечь аудиторию в разговор о своем крае через экскурсию по архитектурным памятникам, предметам быта или рассказом о традиционной свадьбе. Очень ценно, что конкурс с успехом проходит уже в третий раз. Для многих музеев — это отличная возможность начать работу с незрячей аудиторией, — отметила Ольга Шу, руководитель Мастерской тактильных макетов.

В руках — объекты с историей в миллион лет

В список музеев-победителей, которые получат тактильные модели помимо Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника входят Инновационный культурный центр Свердловской области, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева», Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник«, Тверская областная картинная галерея и другие

Директор Азовского музея-заповедника Евгений Мамичев подчеркивает, что сотрудники музея давно работают над созданием инклюзивной среды в учреждении. Уже есть определенные успехи, но впереди еще много работы. Огромное музейное собрание, насчитывающее несколько сотен тысяч предметов, должно стать доступным всем людям, независимо от их физических возможностей.

Евгений Евгеньевич выразил благодарность программе «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» за доверие к музею-заповеднику и заверил, что его сотрудники сделают все возможное для того, чтобы это доверие оправдать. По его словам, реализация проекта поможет создать представление о знаменитой палеонтологической коллекции музея для людей с ограниченными возможностями здоровья.

По словам Ирины Афанасьевой, заведующей научно-методическим отделом Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, сам музей впервые
принимал участие в таком конкурсе. И если уж представлять экспонаты музея-заповедника слабовидящим и незрячим детям, то, в первую очередь, нужно говорить о палеонтологии.

Первой будет сделана копия шерстистого мамонта. В музее есть его флеровская реконструкция. Известный художник и реконструктор Константин Флеров вместе с учеными музея занимался воспроизведением внешнего вида мамонтов.

Будут также созданы тактильные копии фигурок неандертальца и синантропа. Их внешний вид реконструировал знаменитый антрополог-скульптор Михаил Герасимов. Они хранятся в фондах музея и никогда в руки посетителей не попадали. Другие два экспоната для изготовления их тактильных копий будут взяты из экспозиции музея.

Окаменевший аммонит

Это окаменевший аммонит (водный обитатель, по внешнему виду напоминающий огромную раковину, который жил на Земле миллионы лет назад), а другой — окаменевшая кора дерева, произраставшее на Земле 400 млн лет назад.

То есть, эти пять экспонатов расскажут ребятам о «детстве» нашей планеты и детстве цивилизации. У каждого экспоната будет своя интересная история.

Читайте также...

Яндекс.Метрика