Кошки против собак

Жан-Леон Жером. Диоген и собаки

Сегодня интернет заполнен изображениями котиков. Но так ли их любили всегда и везде?

История одомашнивания животных началась более чем за 15 тысяч лет до нашей эры — точнее никто и не скажет. О том, как это происходило, можно узнать из раскопок древних поселений, где археологи обнаруживают предметы и остатки сооружений, рассказывающие о древнейшем скотоводстве, а также изображения самых разных одомашненных животных. Однако люди в разных странах относились к каждому животному по-разному.

Обожествление

В древнем Египте кошки были очень почитаемы. К примеру, богиню Бастет изображали с головой этого животного. В V веке до нашей эры Египет посетил историк Геродот, которого называют «отцом истории». Во второй своей книге он описал большой праздник, посвященный кошкам: он проходил в Бубастисе — городе, посвященном богине Бастет. На этот праздник собирались до 700 тысяч человек. И вот что сообщает Геродот о египетских кошках: «Хотя у египтян много домашних животных, их было бы еще больше, если бы с кошками не происходило бы такого странного явления: всякий раз, когда у кошек появляются на свет котята, кошки уже не идут к котам. Тогда коты силой похищают котят у кошек и умерщвляют их. И кошки, желая все-таки иметь потомство, опять идут к котам».

Дальше Геродот пишет: «Когда случается пожар, египтяне не стараются его тушить, но прежде всего берегут кошек. А те, перескочив через людей, бросаются в огонь, что причиняет людям большое горе. И еще: если в доме околеет кошка, все обитатели дома сбривают себе брови. А если умирает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.

Трупы кошек бальзамируют и отвозят в город Бубастис и хоронят их в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах».

Словом, как утверждает Геродот, кошки склонны к суициду. К Геродоту было много претензий как к историку даже у его современников. Но он, возражая оппонентам, утверждавшим, что многие его слова — просто выдумки, говорил: он пишет то, что слышит от других людей, а не только то, что видит своими глазами…

О кошках есть свидетельство еще одного историка. Диодор Сицилийский тоже посетил Египет и описал такое: египтяне боятся увидеть на дороге мертвую кошку. Если такое случится, то они стараются отойти как можно подальше и начинают громко кричать, что это не они убили это священное животное. Однажды римский гражданин, проезжая на своей колеснице, сбил кошку, и она умерла. Несмотря на просьбы властей, толпа египтян устроила самосуд и казнила этого римлянина. И это при том, что Рим угрожал Египту и готовился его захватить. Таково было почитание кошек в Египте.

А кто же охранял зерно?

Японская миниатюра. Женщина, отрезающая край кимоно, чтобы не потревожить кошку

В разных странах к кошкам относились по-разному. В исламских странах их также почитали. Кошка считалась «чистым животным», поэтому этим животным разрешалось заходить в мечеть. Есть даже легенда о том, что кошка пророка Мухаммеда лежала на его одежде, и тот отрезал рукав одежды и надел ее в таком виде, лишь бы не потревожить животное. Подобная легенда есть и у японцев.

Если судить по словам Геродота, кошек в своей Греции он почти не встречал. В других сочинениях античных греков упоминания о кошках тоже нет — ни в пьесах, ни в стихах, ни в философских трактатах. Правда, изображения кошек встречаются на двух найденных монетах, на которых основатели двух больших греческих городов — Иокаста (город Регия) и Фаланта (Тарент) — играют с этими животными. То есть примерно в середине V века до нашей эры наличие кошек в Древней Греции все же зафиксировано.

В басне Эзопа рассказывается о том, что кот настолько затерроризировал мышей, что они переселились на балки под крышу дома. Тогда кот притворился мертвым, но мыши трюк разгадали и к коту, якобы мертвому, не приближались.

Это и все, что греки написали о кошках. Но если нет письменных источников, то для археологов информационным источникам становится расписная посуда. Греки посуду любили и, что очень важно для потомков, расписывали ее бытовыми сценами. Сосуды у них были разнообразных форм, и каждая форма имела определенное предназначение. В алабастроне, к примеру, как и в лекифе, хранилось масло, а в гидрии — вода. На многих сосудах изображены леопарды, которых, по-видимому, могли держать, как домашних животных.

Словом, кошки в Древней Греции все же были. Пусть их было немного, но вели они себя, как обычные кошки, судя по их изображениям. А в материковой Греции их было мало, что кажется странным, учитывая тот факт, что это была страна сельскохозяйственная, где запасы зерна нужно было охранять от мышей.

Друг человека

В отличие от кошек собаки в античной Греции были очень популярны. Их одомашнили, судя по всему, еще в неолите. У Гомера есть свидетельства об отношении к собакам. Они в Греции — символ многозначный: преданности, верности и других хороших качеств. Одна из самых трогательных сцен в древнегреческой литературе — встреча Одиссея и его пса Аргуса (возвратившегося владыку Итаки признал лишь его верный пес). Иной случай — с псом Александра Македонского (подарок владыки одного из покоренных царств), который победил и льва, и слона. Царь ценил его превыше всего и даже, когда пес умер, назвал в честь его город — Пирит.

Брайтон Ривьер. Одиссей и Аргус

Греки вообще любили своих питомцев — но собак в особенности. Поэтому, когда животные умирали, они их хоронили и воздвигали им надгробные памятники с эпитафиями.

По надписям на могилах собак становится известным, чем занимались собаки в Греции. Одни из них были охотники: на сосудах можно найти изображения многочисленных собак на охоте — причем разных пород.
В римском городе Помпеи, который был засыпан пеплом вулкана, найдено мозаичное изображение пса с надписью «Осторожно, злая собака». То есть, собаки служили и охранниками — виноградных садов в том числе.

Существовали в те времена и маленькие собаки, и собаки с плоскими мордами. И были собаки — просто любимцы. Маленьким детям давали в компаньоны собаку, которая сопровождала ребенка всю свою собачью жизнь.

Были еще собаки-философы. Кинизм — направление в философии от слова «собака». Самым известным киником был Диоген, его философия строилась на утверждении о том, что нужно вернуться обратно в природу. Человеку не нужна собственность и сытная еда. Ему необходимо лишь укрытие в случае плохой погоды. Как известно, Диоген и Александр Македонский умерли в один день, на могиле Диогена была изображена собака.

А как насчет Цербера

Собаки в древнегреческой культуре означали не только положительное начало, но и отрицательное.
Ахилл отказывает умирающему Гектору отдать его тело отцу на погребение и обещает его отдать на растерзание собакам, поскольку Гектор убил лучшего друга Ахилла Патрокла.

Собак приносили в жертву, причем тем божествам, которые связаны с темными силами — Гекате (богиня тьмы и мрака), Аресу (богу войны) и т. д. Собаки в изображениях на вазах часто участвуют в дионисийских процессиях, что тоже связано со смертью и возрождением.

Известен и трехголовый пес Цербер, который охранял вход в Аид.

На Елизаветовском городище (на левом берегу Дона километрах в пятнадцати от Ростова-на-Дону) в погребениях находили перстни с изображениями собак. Собака также считалась проводником, которая помогала душе человека добраться до иного мира.

Так что не все так просто с нынешними домашними питомцами. Многое, конечно, позабыто, но и собака, и кошка до сих пор живут рядом с людьми и порой защищают их весьма необычными способами. Есть даже мнение, что если рядом с человеком находится кот, тигр на него не нападет. Правда, обычно там, где обитают тигры, кошек встретить трудно…

Автор благодарит Анастасию Русакову, м. н. с лаборатории археологии ЮНЦ РАН, преподавателя кафедры «Археология и история культуры» ДГТУ и Информационный центр по атомной энергии (Ростов-на-Дону) за предоставленные материалы.

Читайте также...

Яндекс.Метрика