Храни меня, мой талисман!…

Светлана Дроздова, руководитель клуба «Велес»

Одежда наших предков-славян была легка, удобна и красива, имея при этом сакральные элементы. Это доказывают работы воспитанников фольклорно-реконструкторского клуба «Велес» школы № 43 хутора Ильичевка Октябрьского района Ростовской области. О том, как получилось, что в этой школе расцвело искусство реконструкции древнего ткачества, удалось поговорить с руководителем клуба, с сентября — советника директора школы по воспитательной работе Светланой Дроздовой.

Интерес к древнему искусству ткачества возник у Светланы давно — еще с учебы на филологическом факультете. И после возвращения ее на свою малую родину — в Ильичевку в школе появился клуб «Велес»: тогда Светлана Владимировна преподавала в начальных классах и обратилась за помощью в его организации к директору Раисе Николаевне Кашпор. Та выделила часы, помогала потом с участием в районных конференциях, так как сразу же в клубе началась исследовательская работа.

— В области мало кто таким занимается, — сетует Светлана, — так что пришлось искать и в библиотеках, и в Интернете информацию об опыте других российских мастеров.

До ткацкого станка

Ткачество на дощечках — так называется техника, к которой пробудился интерес у Светланы и которой она смогла увлечь участников клуба. Орнамент того же пояса, изготовляемого из нитей при помощи дощечек, получается, когда через долевые нити, натянутые сквозь дырки на дощечках, сквозит уток (челнок) с поперечной нитью. И в зависимости от алгоритма проворота дощечек и того, как будет «скакать» уток между образовавшимися пространствами, получается орнамент.

Вот такие они, дощечки с нитками, пришедшие к нам из раннего Средневековья


Это коротко и вроде бы не совсем ясно, потому предоставим слово одной из участниц клуба «Велес», шестикласснице Дарье Матиенко, исследовательская работа которой (в соавторстве со Светланой Островской) так и называется — «Историческая реконструкция древнерусского текстиля, выработанного в технике ткачества на дощечках». Задача работы, выполненной Дашей под руководством Светланы Владимировны (а это и поиск информации, и освоение техники), состояла в изучении истоков и эволюции древнерусского текстиля на основе привлечения (внимание — это шестиклассница!) данных археологии, этнографии, древней живописи. Конечная же цель состояла в воссоздании женского обрядового пояса. Трудная это работа, признается Даша, но с учителем-наставником что только не преодолеешь?!…

Ловкие дощечки в детских руках

Как пишет в своей работе Даша, ткачество на дощечках — древнейший способ выработки текстиля, возникший задолго до изобретения ткацкого станка. Дощечки (таблички) представляют собой тонкие четырехугольные пластины с четырьмя отверстиями по краям, в которые будут вставляться нити основы.

В отверстия в дощечках вдеваются долевые нити, равные длине изделия. При этом дощечки складываются друг с другом в определенной последовательности при равномерном натяжении долевых нитей. Путем поворота дощечек на 90 градусов будет образовываться зев, в который прокладывается нить утка.

Таким образом нити основы между собой соединяются витым переплетением, а с нитями утка — горизонтально-вертикальным. Вращение дощечек и заправка нитями различных цветов дает возможность создавать узоры с продольными, поперечными и горизонтальными полосами. Ширина готового изделия будет зависеть от количества использованных дощечек. Чем больше использовано дощечек — тем шире получается пояс.

История техники

Раскопки в Новгороде представляет уникальную возможность для исследований: в культурном слое здесь из-за особенностей глинистой почвы хорошо сохранились костяные, деревянные, текстильные изделия. Здесь обнаружены более 800 фрагментов образцов древнего текстиля. Систематизировав данные образцы, объясняет Светлана, можно получить представление об истоках эволюции и художественной природе древненовгородских тканей, а также особенностях древнего костюма.

Светлана Островская и Даша Матиенко

Во время раскопок найдены и приспособления для ткачества. Это те самые пластинки (костяные ) с четырьмя отверстиями. Каждая из них имеет прогибы в центре для удобства поворота ее вокруг своей оси. Так же у них в центре имеется отверстие, в которое вставлялась палочка для остановки работы — чтобы не сбиться. Подобная форма приспособления для плетения поясов формировалась в течение долгого времени.

Пояс и его значение

Кажется, что про пояса Светлана знает все, а теперь — и ее подопечные. Пояс, оказывается, в древнерусском наряде имел сакральное значение. Даже техника его изготовления была своеобразным магическим ритуалом.

Этнографические пояса в основном украшены простейшим орнаментом, лишь отдельные экземпляры содержат в себе пожелания и молитвы: словом, типичное наложение христианской символики на народный оберег. С утратой языческих верований упрощалась техника изготовления поясов, пропала надобность в сложных переплетениях. И вот к какому удивительному выводу пришли юные исследовательницы со своим наставником, проанализировав образцы материалов IV-Vвеков : чем древнее ткань, тем сложнее техника выработки.

Рисунок народного пояса состоял из трех частей: двух боковых кромок и центральной части с орнаментом. Трехчастное строение тоже несет в себе функцию оберега. Узорная заправка сохранялась на территории России вплоть до начала ХХ века. Текстильные орнаменты на протяжении веков копировались и повторялись в других видах декоративно-прикладного искусства — гончарное ремесло, оружейное ремесло, вышивка и кружевоплетение.

В народном костюме поясу — главное место: он и украшение, и вещь функциональная. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела, при этом связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс одновременно отделял и связывал высшее и низшее начала в человеке. Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки.

Какую же интересную информацию о поясе нашли велесовцы: данный аксессуар символизировал некую границу (как материальную, так и символическую), на которой находился человек. Появляться на людях без пояса было недопустимо, так как по народным поверьям считалось, что без пояса могла ходить только нечистая сила. Пояс обязательно снимают при гаданиях, открывая ворота для связи с потусторонними мирами.

По поясу читалось: из каких краев, из какого рода человек, его общественное и семейное положение. Особо красивы были свадебные пояса молодоженов, которые можно назвать обрядовыми: их хранили всю жизнь и передавали по наследству.

— В наших костюмах, — говорит Даша, — представлены пояса, восстановленные по образцам, найденным во время археологических раскопок на территории древнего Новгорода. Нас интересовало то, какие костюмы носили наши сверстники, как их одежда менялась при смене сезонов.

Кубовая набойка

Но не только древним ткачеством занимаются в «Велесе» — интересна и кубовая набойка: это когда на кубе выполнена резная составляющая для оттиска, который делается на ткани акриловой краской. Каждый орнамент имеет свой паспорт, и часто мастера совершают творческий обмен — к примеру, «Велес» делится созданными поясами, а художники предоставляют свои орнаменты.

Творчество — вещь азартная: так, учитель информатики школы сотворил (по-другому не скажешь!) …. кольчугу из проволоки, которую принесла Светлана. Работы учителей и ребят можно увидеть на этническом фестивале «Международные Каяльские чтения» и на Международном фестивале военно-исторических клубов, посвященном Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 года, который проходит в Азове.

И как не закончить этот рассказ словами Даши Матиенко и ее соавтора Светы Островской: «Изучая уклад жизни наших предков, реконструируя ремесла, становится интереснее изучать историю».

Своим символом члены клуба выбрали Древо Жизни

Читайте также...

Яндекс.Метрика