Клуб увлеченных
Все они действительно увлечены рукоделием и побывали со своими изделиями на ярмарках мастеров в разных уголках области. А еще одна особенность этих женщин — желание передать свое умение другим.
Этот клуб находится в Новошахтинске. Его основатель Наталья Шевченко «подсела» на бисероплетение в 1997 году: в журнале «Работница» она увидела бисерное колье, которое ей до того понравилось, что ей захотелось его сделать. Сделала — понравилось. Стала пробовать другие варианты: вышитые картинки, например. Людям нравилось — даже покупали.
А ей очень хотелось найти единомышленников. И так случилось, что газета «Знамя шахтера» дала объявление: на базе редакции собирается клуб людей, увлеченных этим делом. Так и получилось, что поначалу клуб собирался на базе редакции. А потом увлеченные попросили приютить их в городском Доме культуры. Помещение было предоставлено.
Тут нужно объяснить, что бисероплетение вообще-то древнейшее искусство, и с переменным успехом в нашей стране оно существовало со времен Киевской Руси.
Немного истории
Первым в России изготавливать бисер научился светило науки Михаил Ломоносов. После долгих опытов со стеклом в 1752 году он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Так на Руси началась история своего бисера, как бы сейчас сказали, импортозамещение.
Вышивать стало модным: вышивали бисером и мещанки, и купчихи, и светские дамы. А настоящие русские искусницы создавали вышивкой из бисера целые художественные произведения. Словом, было кому наследовать новошахтинским мастерицам. Сегодня, правда, искусству этому учатся в интернете — но и время-то для передачи информации другое.
Не только вышивка, но и плетение, и валяние
— У нас разные направления работы с бисером, — объясняет Наталья. — Есть бисерная флористика (изготовление из бисера цветов, небольших деревьев, при этом бисер нанизывается на проволоку), есть бисерное вязание крючком (сначала делаются бисерные нити, а потом из них вяжется все что душе угодно). Есть и те, кто с бисерными нитями работают на станке и ткут бисерное полотно. И это уже ремесло. Есть мастерицы, которые занимаются бижутерией — и техники здесь разнообразные. А я сама увлеклась бисерной скульптурой.
Неужто в клубе царит и процветает только бисер? Нет, говорит глава клуба, есть у нас и валяние из шерсти. Учились опять же по интернету, но пришла в клуб и своя мастерица этого дела, приехавшая с Севера. Так появились свяленные из шерсти тапочки, туфли и шляпы, шарфики и жилетки, варежки, броши.
Но это рукоделие, а некоторые приходят в клуб, чтобы просто пообщаться: одиноко пожилым людям сегодня живется. А тут предлагают попробовать поработать с бисером. Ой, да что вы, я же старая, я не смогу. А попробовала — получилось. «Это так замечательно, когда ты не только сам можешь что-то делать, но и другого научить, — делится Наталья. — И радуешься за этого человека».
Поскольку свои изделия хотелось кому-то показать, женщины стали ездить на фестивали, и, по словам Натальи, узнали много интересного о своей области. Да и себя показали — и в Старочеркасской, и в Усть-Донецке, и в Кочетовской, и в Ростове. К себе на праздники уже приглашают и сельские поселения, которые заметили Клуб увлеченных на фестивалях, организованных Областным Домом народного творчества.
И передать другим
В Новошахтинске есть центр по социальной реабилитации инвалидов и помощи семьям в трудном жизненном положении «Добро». Наши мастерицы предложили их подопечным занятия по бисероплетению — тем, конечно, кто мог это освоить. Были ребятишки, которым надеть бусинку на проволоку — уже достижение. И не просто надеть бусинку на проволоку, а потом ее закрутить в цветочек, пусть самый примитивный, и тогда счастью для некоторых счастью нет предела. Занимались и с такими, а потом принимали вместе участие в фестивале «Дети солнца» (участники — дети с ОВЗ) в станице Манычской, организованном шахтинской епархией.
— Кажется, что проблема у этих детей была даже не в работе руками, а в общении, — вступает в разговор замглавы клуба Анастасия Ретюнских, которая вывела клуб в социальные сети. — Ну, вот вам пример. Пришла девочка, я подхожу к ней, она от меня шарахается. Значит, детей рядом с ней не сажаем: сидят только она и бабушка. На, скажем, третье занятие уже и подойти можно, и ручку поправить, чтобы она сама проволоку с бисером закрутила. А тут и в театр вышли все вместе, так она и за руку меня сама взяла. Как насчет роста мастерства — не знаю, а вот социализация деток на наших занятиях идет побыстрей. И бабушка девочки рассказывала, как она ждет этих занятий. Вы, просила она нас, девчонки, только нас не бросайте, мы так к вам привыкли.
А тут пандемия, и с помещением у «Добра» возникли проблемы. «Но вроде бы должны им дать помещение. — говорит Наталья. — Тогда и продолжим занятия».
Мастер Дона
Уровень новошахтинских мастериц отмечен губернаторскими премиями: таких здесь шесть человек. На такую премию собирается претендовать и Анастасия, поменявшая профиль: сейчас она занимается плетением из бисера украшений древних славян. Потому и можно ее увидеть на фестивалях, демонстрирующую свои изделия — пояса, гайтаны (своеобразное колье под нательный крест. Сегодня многие ими используется просто в качестве украшения), очелья (подвески к головному убору).
В марте мастерицы обязательно проводят мастер-классы для руководителей кружков и желающих поучиться работников культуры. А иначе тем, кто носит гордое звание «Мастер Дона», и нельзя. Свое мастерство нужно передавать другим.