Увидеть мир глазами подростка
Объявленное Десятилетие детства в нашей стране подкреплено не только возрождением Киностудии имени Горького (как известно, выпускающей детские фильмы), но и выходом в свет литературы для детей и подростков, написанных современными авторами. Среди последних книг издательства «Детская литература» явно выделяется продолжение известной книги «Настоящее лето Димки Бобрикова» (серия «Сами разберемся»), в которой повзрослевший после своего лета герой сталкивается с реалиями начала 1990-х.
Автор этих книг — и «Настоящего лета…», и «Друзей и врагов Димки Бобрикова» — ростовчанин Сергей Чуев, которого многие помнят как председателя комитета по молодежной политике Ростовской области и немало жалеют об отъезде бывшего «молодогвардейца» в первопрестольную.
Но родился Сергей Владимирович не в донской столице, а в Сальске, которой небольшим южным городом и возникает как место действия во второй книге. Так и видишь окраину этого «Сальск-Франциско» с пятиэтажками машиностроителей, в которых проживало все окружение Димки — и добрейшая пионервожатая Лариса, и тетя Тоня, прожигавшая взглядом всех, кто покушался на высаженные под ее окном цветы, и бабка Зина, подпольно торгующая алкоголем, и друг Димки Ярик, собиравший на пару с нашим героем коллекцию марок — и где в подъездах висели почтовые ящики, куда почтальон опускал журнал «Юный натуралист» и газету «Сальская степь».
В аннотации второй книги сказано, что она будет интересна как школьникам, так и ностальгирующих по ушедшему детству и стране взрослым. Однако представляется, что эту книгу должны прочесть все взрослые хотя бы потому, что на ее страницах выведен взрослый мир глазами подростка. А увидеть себя со стороны очень полезно: чтобы достичь нужного эффекта, автор использует «принцип остранения» (без буквы «т»!). Этот термин был изобретен литературоведом Виктором Школовским и означает вывод читателя «из автоматизма восприятия», сделав для этого предмет восприятия непривычным и странным. Такими странными и предстают в книге окружающие Димку взрослые (не все!). Впрочем, с некоторыми из них происходят некие метаморфозы, что удивляет Димку и порой заставляет менять свое отношение к ним.
В этой книге есть все — и подростковая влюбленность с мужской дружбой, и добро, которое побеждает зло, и предательство с его заслуженным наказанием. Последние дни пионерской организации описаны с ностальгической нотой, а спор, возникший среди взрослых по этому поводу, воспроизведен на страницах книги автором, уже знающим, к чему привели отсутствие работы с подростками и потеря школой воспитательной функции.
При динамично развивающимся сюжете и его прочной связи с узнаваемыми реалиями 1990-х представляется, что чуть ли не самым главным достоинством книги является ее язык — с дерзкими метафорами и неожиданными оборотами, яркий и образный — тот самый, на котором сегодня и нужно разговаривать с подрастающим поколением.
И еще нельзя не отметить, что читателям молотовского Телеграм-канала в свое время были предложены несколько вариантов обложки второй книги. Тот, который более всего понравился, и видят сегодня читатели «Друзей и врагов Димки Бобрикова».