Найти то, что осталось в памяти народной

Работа Виктора Голикова и Виталия Комарова (Константиновск)

В июле и августе этого лета состоялись две фольклорно-этнографические экспедиции в Усть-Донецкий и Константиновский районы области, в которых приняли участие сотрудники Областного дома народного творчества и Южного научного центра РАН. О том, живы ли еще в быту нынешних сельских жителей элементы традиционных казачьих обрядов, автор этих строк выяснила в разговоре с кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником ЮНЦ РАН Ниной Власкиной.

Собрать и сохранить

В центре внимания членов экспедиции оказались объекты нематериального культурного наследия (этнокультурного достояния), которые вроде бы и известны многим, но не зафиксированы и пока недостаточно исследованы. В этом году минкультуры области сформировало государственное задание для Областного дома народного творчества, цель которого — выявить, собрать информацию и подготовить объекты нематериального культурного наследия к размещению их в государственном реестре.

При Областном доме народного творчества работает экспертный совет, который рассматривает заявки от муниципалитетов, посвященные объектам нематериального наследия, и решает, что включать в реестр, а что — нет. В этом году в ЮНЦ от экспертного совета поступила просьба помочь в выявлении таких объектов на местах. В поездки в два района и были привлечены сотрудники центра: вместе с Ниной Власкиной в экспедиции отправилась Татьяна Гревцова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН — оба этнолингвисты.

Искать тех, которые помнят

— Мы живем в такое время, когда носителей традиций уже не так много. А ведь традиционная культура не существует отдельно от других сфер жизни человека. Она тесно связана со способом хозяйствования, основными занятиями и источниками информации, которые есть у человека, — рассказывает Нина Власкина. — Эти связи в течение последнего столетия системно разрушались из-за прогресса, глобализации, миграций.

В этих условиях традиционная культура уходит из сферы быта в сферу памяти. Поэтому сегодня мы в основном имеем дело с людьми, которые помнят — как и что делалось. Но нет правил без исключения.
К примеру, в станице Раздорской Усть-Донецкого района Нина Власкина и Татьяна Гревцова общались с Владимиром Борисовым. Этот человек — с исследовательской жилкой, и в арсенале используемых им технологий много традиционных. Например, чтобы построить свой дом, он обошел всю Раздорскую и выяснил, из какого материала дом лучше строить, какие ошибки приводили к разрушению постройки, на каком уровне стоит делать окна, как сложен фундамент и многое другое. То есть его можно считать носителем традиционных знаний и умений.

Человек оказался настолько интересным, что члены экспедиции решили попозже вернуться в Раздорскую и поговорить с Владимиром Николаевичем: выяснилось, что он занимается и лозоплетением. Причем он знает, где растет нужный тальник, как его правильно срезать, как подготовить к работе, как сделать плетень, а из него — загородку для временной постройки, как из этого плетня сделать омшаник для зимовки пчел и так далее. Все это относится к народным строительным технологиям, что как раз и востребовано реестром этнокультурного наследия.

Пять часов песен

— В том же Усть-Донецком районе мы увидели элементы традиционного свадебного обряда, — продолжает рассказ Нина Власкина. — В 2010 году мы фиксировали свадьбу в Раздорской, где отметили много традиционных элементов, которые были характерны для свадьбы и сто лет назад. К примеру, активное участие в свадебном обряде дружка как главного распорядителя свадьбы. Он отвечает за все — разливает вино; во время выкупа выводит невесту и жениха из-за стола и ведет их до машины, проверяя, чтобы с ними по пути ничего не случилось; когда молодые едут на венчание или регистрацию и им перегораживают дорогу, он угощает этих людей, чтобы они пропустили жениха и невесту.

(слева) Ансамбль «Сторонушка» (станица Верхнекундрюченская. Усть-Донецкий район)

В станице Верхнекундрюченской исследователей встретил замечательный, по их словам, фольклорный ансамбль «Сторонушка», который в своем репертуаре сохранил большое количество свадебных песен. Участницы ансамбля пели их в течение пяти часов, фактически каждый шаг свадьбы сопровождая определенной песней. Материал был записан Татьяной Гревцовой, которая будет готовить для реестра этнокультурного наследия такой объект, как свадьба в Верхнекундрюченской.

Немаловажным фактом сохранения свадебного обряда, уверена Нина Власкина, была работа отделов культуры в позднесоветский период, устраивавших праздники и фестивали казачьей песни, где районы в качестве исполняемых номеров выставляли демонстрацию определенного казачьего обряда.
Но встречей со «Сторонушкой» изучение свадебных традиций в Усть-Донецком районе не закончилось.

Участники экспедиции планируют туда вернуться, а именно в станицу Раздорскую, где живет Вера Калитвенцева, большой знаток свадебной выпечки. Такое ее изобилие — свадебные булочки, свадебный каравай, хлеб, который пекут на сватовство, и многое другое — характерно не для всех районов Области войска Донского.

Осознанное следование традициям

Нынешний город Константиновск, бывший Бабий городок, затем станица Константиновская (со статусом окружной станицы), образованная из станиц Бабской и Ведерниковской, — очень старый населенный пункт с своим колоритом и стабильно сохраняющимися традициями. Это повлияло на тот период, когда казачество стало возрождаться.

Например, здесь были предприняты попытки возродить обычай посажения на коня. Его суть в том, что, усаживая маленького мальчика (от полутора до трех-четырех лет) на коня, за ним наблюдают, удержится он в седле или нет. Так проверяется, каким он будет казаком.

Виктор Голиков в своей кузнице (Константиновск)

Здесь же исследователи познакомились с семьей казака Голикова. Виктор Павлович сделал у себя во дворе кузню и занимается кузнечным делом, которому научился от своего деда и дяди. Виктор Голиков со своим товарищем Виталием Комаровым занимается художественной ковкой, делая украшения, в частности, из выкованной виноградной лозы. Такие элементы с виноградными лозами встречаются и на дореволюционных константиновских домах.

Нина Власкина и Андрей Яровой берут интервью у Александра Алубаева

Такой же, как Голиков, осознанный последователь казачьей традиции — Александр Алубаев: экспедиция встретилась с ним в хуторе Кастырском. Александр Кондратьевич разводит коней. И выращивает Александр Алубаев своих подопечных затем, чтобы передать следующим поколениям знания о них. Да и, признался казак, любит он с ними возиться, прекрасно осознавая, какую роль кони играли в казачьей жизни.

Еще один объект этнокультурного наследия, который, считают исследователи, должен быть занесен в реестр, — казачья кухня. Вроде бы много о ней написано, есть отдельные научные статьи, но полного научного изучения этого явления еще не случилось. А оно позволило бы проследить культурное взаимодействие, зафиксировать ее южный колорит, особые технологии переработки мяса и рыбы для их длительного хранения, южные разновидности печей (например, летнюю печку горнушку) и многое другое.

И, наконец, виноградарство, без которого описание казачьей культуры этого края окажется неполным. Иван Черненко, сотрудник музея «Тихий Дон» в хуторе Старозолотовском, рассказывал о таком традиционном способе формирования виноградной лозы, как «донская чаша». Бренд вроде бы раскрученный, но для того, чтобы его заявить как объект этнокультурного наследия, необходимо проследить путь работы с «донской чашей» от черенка и заканчивая сбором винограда и его обработкой.

— Проведенные две экспедиции можно рассматривать как наметившие перспективы работы, — сказала в заключение Нина Власкина. — Сбор материала — это только начало: его надо сопоставить с уже имеющимся, потом поднять по интересующему вопросу литературу, опубликованную и архивную, а тогда уже вырабатывать некий исследовательский продукт. Но радует в этом всем то, что традиции живы. И наша цель — их выявить и продолжить изучение.

Читайте также...

Яндекс.Метрика