Ростов креативный

На прошедших выходных донскую столицу с полным правом можно было назвать плацдармом творческих инициатив: здесь проходил форум креативных индустрий «Креаторика».
Благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», содействию правительства Ростовской области и министерства экономического развития региона участие в «Креаторике» стало бесплатным для всех желающих. А желающих оказалось много, и что отрадно — форум заинтересовал не только молодых горожан, но людей самого разного возраста. Его организовали Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства и центр «Мой бизнес».


Местом проведения форума стали сразу несколько площадок: центр современной культуры «Степь», креативный кластер С52, театр «Линии», многофункциональное творческое арт-пространство «ART BAZAR», гастро-деловое пространство «Inside». Открытие «Креаторики» и панельная дискуссия «Развитие креативных индустрий в регионах» прошли в Центре истинных ценностей (ЦИЦ), который был открыт по инициативе губернатора Василия Голубева в марте этого года. Назначение центра — поддержка и развитие креативных и инновационных отраслей экономики.

Впереди России всей

Дискуссию в ЦИЦе открыл министр экономического развития региона Максим Папушенко, напомнив, что трансляция разговоров в центре идет в бизнес-студии и креативные пространства Ростова. Максим Валерьевич уверен, что доля креативных индустрий на Дону традиционно выше общероссийских показателей, и потому в этой отрасли экономики задача сделать донской регион заметнее на карте страны имеет большие перспективы. Та же индустрия моды уже заняла ведущие позиции в стране. Доказательством тому послужило участие в дискуссии сестер Анны и Ольги Ничковых, основателей бренда одежды DNK и в коллаборации с Роскосмосом создавшим знаменитую куртку-скафандр.

Уверенно на Дону развивается IT-индустрия. А такая отрасль донской креативной экономики, как туризм, показывает, как можно быстро идти вперед при союзе бизнеса и власти.

Как известно, недавно президент России Владимир Путин поручил Агентству стратегических инициатив разработать стандарты для креативных индустрий. По видеосвязи приняла участие в панельной дискуссии директор по креативной экономики и продвижению новых проектов агентства Екатерина Черкес-заде. Она заверила всех, что стандарты до конца года будут представлены, причем сформулированы они будут так, чтобы они работали во всех регионах. Сюда войдет предложение включить развитие креативных индустрий в стратегии развития регионов, причем каждый регион должен выбрать себе главные направления работы, как, например, Республика Якутия выбрала себе киноиндустрию.

Кадры, как всегда, решают все

Татьяна Абанкина, директор центра креативных индустрий Высшей школы экономики, по видеосвязи завела разговор о подготовке кадров для креативных индустрий: ведь по предложению президента страны их количество к 2030 году должно увеличиться в 2, 5 раза. Благодаря федеральному проекту уже более чем в 40 регионах созданы школы креативных индустрий. Но ключевой компетенцией в данном случае должна стать подготовка управленцев в сфере креативной экономики.

К сожалению, это замечание не обсуждалось в данной панельной дискуссии (этой теме была посвящена другая встреча в ЦИЦ), но в зале в перерывах между выступлений экспертов возникли разговоры о том, что не все художники Рубенсы (мастер был удачным коммерсантом и превратил свою мастерскую в «фабрику» по написанию картин). Ван Гог-то при жизни мало что из своих творений продал, даже усилия брата мало помогали, а сегодня картины мастера — одни из самых дорогих на аукционах. Может быть, те самые управленцы могли бы стать литературными агентами по связям писателей с издательствами, агентами художников по связи с галереями и музеями, как это делается в сегодняшней мировой практике.

Самим творцам видней

Стратегическая сессия в Точке кипения на улице Седова собрала самих ростовских креативщиков. И кого здесь только не было: квантовый энерготерапевт и создательница авторской бижутерии, психолог и преподаватель из Академии искусства и архитектуры ЮФУ, журналисты и представители театрального дела. Участники сессии обсуждали развитие креативных индустрий в Ростовской области, а точнее, чтобы необходимо сделать, чтобы это развитие ускорилось весьма и весьма. Но прежде всего здесь прозвучало прекрасное определение самого понятия креативных индустрий: это монетизация творческого потенциала региона. А потому свою креативную экономику создает каждая территория, выбирая самостоятельно те направления, которые ей наиболее близки.

Эти мысли высказала по видеосвязи Ирина Дубовская (Центр культурной дипломатии и креативных индустрий МГУ). Она же уточнила, что креативные индустрии соединяют историю города (населенного пункта) с людьми, которые живут в нем сегодня.

А вот чего, считают участники сессии, не хватает донскому региону и Ростову — в частности. Для начала больших выставочных пространств, где бы бесплатно художники могли бы представлять свое творчество зрителям. Маловато и концертных площадок, но главное, нужны те самые креативные пространства, где стала возможна самореализация любого человека, пришедшего сюда — пусть и самыми сумасшедшими идеями. На это можно возразить, что именно с этими целями создан ЦИЦ. Но сколько таких центров должно быть, чтобы, как тут не вспомнить классика, разбудить творчество масс.


И что самое удивительное — если внимательно заглянуть во дворики кварталов Большой Садовой — креативные площадки появляются уже сами по себе с прекрасным содержанием в виде небольших мастерских, баров и кафе, стрит-артом.

Но что же делать тем, кто только начинает? Вот тут и предлагают участники сессии, недаром названной стратегической, следующее: создание реестра не только самих представителей креативных индустрий (существует же реестр поставщиков социальных услуг!), но и креативных пространств, где можно устроить выставку, музыкальный или поэтический вечер, обсудить новую книгу или устроить показ мод.

И ведь аналоги в мире есть: в нечто подобное превращен первый этаж здания, которое занимает администрация Хельсинки, куда войти может любой желающий — в том числе и в джинсах.

Есть надежда, что появление, в том числе и новых, творческих площадок даст толчок развитию креативной экономики региона, как в свое время бурное развитие авиамоделизма в СССР привело к появлению замечательных авиаконструкторов. На той самой панельной дискуссии министр Папушенко сказал о том, что власть будет вкладываться в созидание креативных пространств, то есть, своими инвестициями показывать, как важны креативные индустрии сегодня.

Читайте также...

Яндекс.Метрика