Познать самого себя
Такой большой — в три зала! — выставки автопортретов художников из собственных фондов в Ростовском областном музее изобразительных искусств не было никогда.В экспозиции представлены около ста живописных и графических работ, начиная с 20—х годов XX века и до наших дней.
По словам старшего научного сотрудника РОМИИ, главы научно-исследовательского отдела музея и куратора выставки автопортрета, посвященной 85-летию РОМИИ, Галины Головкиной, за каждым автопортретом стоит своя история и история того периода времени, в котором жил художник.
На афишу выставки вынесен автопортрет донского мастера, заслуженного художника РФ Владимира Кленова. Как считает Галина Ивановна, в этой работе мы видим художника, готового к работе — он уже выбрал раму и взял в руки кисть.
На выставке много автопортретов, которые музею дарили сами художники. Но не все мастера пишут себя самих. Многих приходилось уговаривать, уверяет Галина Головкина, к примеру, Владимир Карначев именно к этой выставке создал три своих графических автопортрета. Некоторые пишут свое изображение, готовясь к групповой или персональной выставке. А зрителю всегда интересно увидеть творца за работой, потому, наверно, многие представляют себя публике во время творческого процесса.
Пишут автопортреты художники и тогда, когда нет модели. Или когда к этому принуждают обстоятельства — к примеру, недавняя пандемия. Во время войны старейший художник Дона Федор Гончаров написал свой портрет: отмеченный датой «1943 год»: этот портрет можно увидеть на выставке в РОМИИ.
Однако самый старый автопортрет здесь — художника Сергея Гамбарцумова (1929 год), ученика человека, заложившего основы художественного образования на Дону — Андрея Семеновича Чиненова. Этот автопортрет подарил музею известный ростовский краевед и архитектор Андрей Зимин. В одной из витрин выставки лежит автопортрет известного донского художника Семена Слепцова: он выполнен тогда, когда художнику было всего 20 лет, однако во взгляде, в повороте головы этого человека уже чувствуется сложившаяся личность. Портрет сделан на дереве, совсем молодой Семен показал его на Всесоюзной выставке. Портрет обратил на себя внимание и был напечатан в журнале «Искусство» 1938 года.
Подарил музею автопортрет ленинградского художника Владимира Гринберга, уроженца Ростова, его брат. Оставшись в блокадном Ленинграде, живописец продолжал работать: 2 января 1942-го Владимир Ариевич принял участие в первой блокадной выставке изобразительного искусства в Ленинграде, а 29 января 1942 года его не стало. Он похоронен на Большеохтинском кладбище. И как на многих других автопортретах, и на этом — история человека, его судьба.
С выставкой «Автопортрет в собрании РОМИИ» к 85-летию музея можно познакомиться в корпусе РОМИИ на Пушкинской, 115, до 25 декабря 2023 года.