Из пространства «говорения» в пространство «смотрения»

Вот так — рукописные листы обрамляют фотографии

Прославен Ростовский музей современного изобразительного искусства на Дмитровской тем, что умеет показать всю палитру методов, способов, направлений, в которых работают сегодня художники.
В МСИИДе при содействии галереи ZHDANOV представлен новый арт-проект московского художника Юрия Фесенко «Побег из четырех углов».

Этот проект — своеобразное продолжение выставки «Александр Жданов. Последний Пан» (апрель, 2023 год, РОМИИ). У этого арт-проекта та же цель — изучение творческого наследия русского художника-нонконформиста Александра Жданова (1938–2006). Тут стоит напомнить, что Александр Жданов — наш земляк. Родившись в станице Вешенской, он закончил Ростовское художественное училище имени М. Грекова, в конце 1980-х уехал в США.

По словам куратора выставки «Побег из четырех углов», директора РОМИИ Светланы Крузе, вторая выставка как бы является продолжением первой, но в то же время они разные. Эта выставка — своеобразный взгляд Юрия Фесенко на творчество Александра Жданова. Это феномен соединения двух людей. Все мы знаем из мифологии, кто такой Пан, объясняет Светлана Валерьевна. Образ Пана, постоянно бегущего, тревожного, мятежного, Ждановым был создан после прочтения новеллы Жозефа д’Арбо «Чудище из Ваккареса» (Прованс, начало ХХ века). Вообще побег — излюбленный сюжет художников и писателей. Для Жданова побег — это соединение двух начал, столкновение личностного и бытийного. Бег для Жданова — это не просто перемещение из одной точки в другую. Это символ странника, оторванного от своих корней.

Травяной пейзаж. Южный Прованс

— Речь в новелле, увлекшей Жданова, идет о фантастическом существе, нашедшем убежище в южном Провансе в начале ХХ века, — объяснила заведующая МСИИД Марина Приходько. — Жданов своей фантазией перемещает Пана в Подмосковье. Через 50 лет художник Юрий Фесенко вновь помещает ждановского Пана в южный Прованс, а потом — в Ростов. Персонажи Фесенко повторяют исторический пробег Пана, но уже среди рукописных страниц вдохновившего Жданова литературного текста. Так две географические точки двух стран в двух залах МСИИД визуально оказались совмещенными с книгой и живописью, составив четыре угла проекта. Кстати, рукописные страницы, обрамляющие фотоработы, было разрешено разобрать пришедшим на открытие выставки зрителям, что те сделали незамедлительно.

Рукописные листы — с собой на память

Кандидат искусствоведения Татьяна Неклюдова назвала этот проект историко-просветительским, поскольку основная масса посетителей музеев не знают художника-нонконформиста Александра Жданова, сделавшего заметный вклад в российское искусство.

Драматург Сергей Медведев заметил, что Юрий Фесенко делает своим героем создание другого художника — факт в истории искусства редкий и удивительный. Это можно сравнить с камнем, брошенном в воду давно, но круги на воде от этого движения расходятся до сих пор.

Выставку «Побег из четырех углов» в МСИИД можно увидеть до 21 января 2024 года.

Читайте также...

Яндекс.Метрика