Сергей Жигунов:”Мы выживем, потому что мы талантливы!”

В агенстве Интерфакс-юг состоялась пресс-конференция с Президентом гильдии актеров кино, секретарем Союза кинематографистов РФ, членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Сергеем Жигуновым.

По словам Жигунова, одного из самых удачливых продюсеров российского кинематографа, последний почти восстановил свое производство. Сегодня в России производится около 60 фильмов в год, а Министерство культуры РФ и Служба кинематографии РФ планирует довести эту цифру до 100. Сергей Викторович уверен, что это больше, чем то, что снимает сейчас вся Восточная Европа вместе взятая. Только в прошлом году было рассмотрено 318 сценариев, предложенных для постановки. Большинство из них одобрено, стало быть, уровень работы сценаристов сегодня довольно высок.

Но что именно хочет сегодня смотреть зритель? К примеру, фильм “Возвращение” режиссера Звягинцева, взявший на кинофестивале в Венеции два “Золотых льва” (чего не удостаивался там ни один ни российский, ни советский фильм), в западном кинопрокате считается кассовым фильмом. Он куплен прокатчиками 63 стран мира. Только в маленькой Франции “прокатываются” 100 копий этого фильма – количество для огромной России немыслимое! А сколько усилий пришлось затратить и самому Жигунову, и председателю Донского союза кинематографистов Адександру Обертынскому, чтобы показать этот фильм в Ростове – на родине, между прочим, исполнителя одной из главных ролей Константина Лавроненко.

А в нашем прокате все кинотеатры забиты фильмами иностранного производства, доставляемыми в России целыми пакетами. Причем график их показов расписан еще на стадии монтажа на студиях. Короче, вписалась Россия в процесс глобализации и в области кинопроката. А что делать, если собственный прокат потеряли? Собственными руками, можно сказать, его задушили, когда прокричали кинематографисты государству: мол, отделите нас от себя. Можно представить себе, как обрадовалось государство. Правда, теперь обе стороны – и госструктуры, и “киношники”- головы ломают, как быть. Первые встревожены разгулом насилия на экранах как кинотеатров, так и телеканалов (наконец-то! Президент, по словам Жигунова, очень жестко выговаривал гендиректору РТР Добродееву за трату денег налогоплательщиков на такой сериал, как “Бригада”), а вторым оказалось попросту негде показывать свои снятые такими трудами фильмы.

А телеканалы покупают фильмы, уже раскрученные на “больших” экранах. Сегодня же раскручены “Брат”, “Брат-2″, “Антикиллер” и “Бумер”. И только прокат последнего с трудом окупил затраты на свое производство. “Антикиллер” вышел на экраны 16 кинотеатров Москвы только под гарантии нескольких банков (в случае понесенных убытков они бы вернули кинотеатрам деньги).

Надо ли снимать нам боевики, за которые зритель несет в кассы кинотеатров свои кровные рубли? Наверно, надо, но со своей составляющей, что и делает Жигунов, запустив в производство такой “свой” боевик в наступившем году. А еще он запускает в производство “спортивный” мини-сериал. О сериалах – разговор особый. Два показа в год окупает производство каждого полностью. Вот если бы удавалось снимать в год их в такой пропорции: два “Идиота” на одного “Антикиллера”!… Продюсер Валерий Тодоровский, словно извинившись перед телезрителями за “Бригаду”, снял вместе с режиссером Бортко “Идиота”.

Российские сериалы вообще в последнее время изрядно потеснили на телеэкранах мексиканские и бразильские: это заметно хотя бы уже потому, что в средней полосе России уже перестали называть детей Луисами-Альберто и Марианнами. Снимаются сериалы, в основном, в Минске и Санкт-Петербурге, где сохранились мощные производственные базы. В “северной столице” уже не осталось актеров местных театров, которые не “засветились” бы в “Ментах” или “Бандитском Петербурге”.

В своем “спортивном” сериале Жигунов обещает часть съемок провести в Ростове-на-Дону. У нас не только замечательный город, но и прекрасные актеры, которых он хочет задействовать. Да и режиссер из Ростова – двадцать лет прослуживший сцене нынешнего Ростовского Аакдемического Молодежного Игорь Мужжухин. Голы в фильме будут забивать на экране лучшие “звезды” мирового футбола: монтаж – великое дело, а “ноги” по полю будут бегать наши, ростовские. Хотя самих ростовчан в команде раз-два, и обчелся. Острили на трибунах в Москве, когда там выступал ФК “Ростов”:”Загорели казачки-то как!” Консультантом на съемки спортивного сериала продюсер Жигунов хочет пригласить знаменитого Виктора Понедельника.

О двух вещах жалеет Сергей Викторович Жигунов – о том, что не удалось провести в Ростове-на-Дону фестиваль “Созвездие” (власти почему-то не пошли навстречу, а какой бы был подарок к 65-летию области!…) и о том, что другие власти, рангом повыше не дали снять художественный фильм о событиях, связанных с “Норд-Остом”. Просто вызвали в некий кабинет и не посоветовали, поняли чистоту намерений после разговора и все равно не посоветовали. Теперь мы будем смотреть фильм на эту тему, снятый поляками: недавно в Варшаве прошла его премьера.

На пресс-конференции прозвучал вопрос и о судьбе документального кинематографа. С грустью констатировал популярнейший продюсер и артист тот факт, что те неигровые фильмы, которые прежде всего покупает у нас “заграница” и кадры которых со временем становятся все ценнее и ценнее, у нас в стране практически никому не нужны. Разве что каналу “Культура”, самого имеющего нищий бюджет. Государство сейчас поддерживает отдельные проекты в неигровом кинематографе (поэтому, скорее всего, с первого января Ростовская киностудия будет влачить жалкое существование).

Так выживет ли российский кинематограф, несмотря на невероятные трудности с прокатом? Вот ответ Жигунова: мы – талантливые, потому и выживем. Только нужно снимать картины, которые будут конкурентноспособны. Не только зрелищные, но и понятные широкому зрителю. Скажем так, “свое индийское кино”. И искать средства на рекламу своего продукта. Никто за нас самих это не сделает.

“Молот”, 9 января 2003 года, с.10


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.