«Пушкинская эпоха» на Пушкинской
Центральным экспонатом, привлекшим всеобщее внимание на выставке «Пушкинская эпоха» в Ростовском областном музее изобразительных искусств, стал вернувшийся из многолетней реставрации портрет младшего сына Александра Сергеевича. Таким образом РОМИИ является обладателем единственного живописного изображения Григория Александровича Пушкина.
Все лучшее
Все, что имеет отношение к Пушкину, бесценно. И каждый музей старается иметь в своем распоряжении раритеты той эпохи, когда жил великий поэт хотя бы потому, что после Пушкина национальным поэтом не может называться никто. Ведь в нем воплотилось все то лучше и высокое, что есть в русском человеке, а само его творчество вобрало в себя лучшие черты эпохи.
Антонина Нарыжная, замдиректора РОМИИ по научной работе, заявила на открытии выставки, что сотрудники музея старались подобрать экспонаты выставки так, чтобы каждый из них был каким-то образом связан с поэтом. Большую часть этой коллекции — работы графические, причем высокого качества.
Хотя главный зал выставки украшают живописные полотна. Это портреты современников Александра Сергеевича, имеющие историческую и художественную ценность, а также изображение святого Петра работы Карла Брюллова.
Что угодно взамен
— В Год Пушкина мы одними из первых открываем выставку, посвященную его 225-летию, — сказала на церемонии открытия выставки директор РОМИИ Светлана Крузе. — Сформировать экспозицию было трудно, поскольку имя Пушкина вызывает большой ассоциативный ряд. Но если мы говорим об этом поэте, то вспоминаем действительно «золотой век» русской культуры. И этот век имеет значение не только для России, но и для всего мира.
А что касается портрета Григория Пушкина, то он много лет находился на реставрации в Институте Грабаря. И для нас, заверила всех Светлана Валериевна. было важно не только вернуть портрет в музей: мы переживали за саму реставрацию, поскольку изображение, бывшее в очень плохом состоянии, переносилось со стекла на холст.
Сам портрет оказался таким раритетом, что его хотели заполучить многие музеи, особенно те, которые связаны с именем Пушкина. За него предлагали любой зарубежный шедевр. Но портрет все-таки вернулся в музей — великолепный тонкий портрет работы Ивана Кузьмича Макарова, который к концу жизни стал академиком живописи.
Самый «пушкинский» из всех детей
Атрибуцией портрета, имевшего поначалу название «Мужской портрет» (по данным художника Семена Скопцова картина была приобретена директором музея истории и культуры народов Кавказа Трофимовым на Новом базаре в 1929 году — прим. автора) занимались Антонина Нарыжная и Татьяна Ковалева, библиотекарь и страстный пушкинист. Это было настоящее следствие, начавшееся в рукописном отделе Пушкинского дома. В ходе поисков исследовательницы получили объективные данные, подтверждающие их догадку.
На портрете изображен юноша 16-17 лет. В это время младший Пушкин учился в Пажеском корпусе, как и его брат Александр. По причине миловидности, а не только хороших успехов в учебе, он был записан во дворцовую стражу. Такая деталь, как галун, нашитый вдоль верхнего и бокового краев воротника, говорит о том, что его обладатель состоит в выпускном классе Пажеского корпуса. В 1853-м Григорий Пушкин и был выпущен из Пажеского корпуса в лейб-гвардии Конный полк. Как же дальше сложилась его судьба?
Сохранивший для нас Михайловское
Благодаря способностям он быстро продвинулся по службе. Но в1865 году в чине подполковника младший Пушкин внезапно уходит в отставку и уезжает в Михайловское. Там он восстанавливает дом точно таким, каким он был при Александре Сергеевиче, приводит в порядок парк и всю усадьбу. А в 1884 году Григорий Александрович привозит в Михайловское молодую жену.
В 1899 году, почувствовав, что силы его оставляют, он передает Михайловское казне: его было решено сделать местом памяти А. С. Пушкина. Григорий Пушкин уезжает в усадьбу «Маркутье» под Вильно, где и заканчивает свою жизнь в 1905 году. Теперь, чтобы поклониться праху человека, сохранившего для нас Михайловское, нужно пересекать границу России…
Григорий Александрович пережил автора своего портрета на восемь лет. Теперь во всех каталогах мира под портретом молодого человека в мундире камер-пажа стоит подпись: «И. К. Макаров. Портрет Г. А. Пушкина. Ростовский областной музей изобразительных искусств».
В свое время Наталья Николаевна писала отчиму этого молодого человека: «…Вообрази, что в корпусе находят, что Гриша очень красивый мальчик…». В этом тогда, в ХIХ веке, могли убедиться воспитанники и преподаватели Пажеского корпуса, а сегодня — и все посетители выставки в РОМИИ «Пушкинская эпоха». Она будет работать до 21 июля 2024 года.
P.S. А после окончания работы выставки захотелось узнать, какое впечатление она произвела на юных посетителей. Тогда в июне в музей, в основном, приходили воспитанники школьных лагерей. Что им сегодня Пушкин — только ли сказки или величавый монумент на бульваре его имени? Или что-то другое — как для автора этих строк: то мелькнет он тенью на крыльце музея Почтовой станции в Аксае, которую согласно преданию проезжал вместе с Раевскими, отправляясь в Крым; то чуть качнутся кандалы Степана Разина в Старочеркасском Воскресенском соборе от его прикосновения (подводили к ним Александра Сергеевича по легенде местные казаки); а то прозвучит над волнами Азовского моря «Прощай, свободная стихия!…» — ведь согласно времени написания этих строк находился поэт на брегах именно Меотиды, а не Понта Авксинского (Черного моря), как принято считать…
Но, по словам Галины Дудниченко, заведующей сектором русского искусства научно-просветительского отдела РОМИИ, не так уж и несведущи оказались младшие школьники относительного жизни и творчества «нашего всего». Правда, сказки у них все равно на первом месте, но и как зовут жену Пушкина, а также его детей многие — в курсе. А теперь будут знать и о том, кто окружал великого поэта — о тех самых замечательных людях, которые оказали на него влияние и помогли сформироваться как личности: чего стоит только дружба с Николаем Раевским и путешествие с семьей генерала в Крым, о чем смогли рассказать гиды музея, используя представленные акварели строительства Алупкинского дворца живописца Николая Чернецова. Погрузиться в эпоху ребятам помогли и графические работы пушкинских современников, которые впервые покинули фонды музея и вошли в экспозицию выставки, расширяя общее впечатление о первой половине ХIХ века.
И это не последняя выставка, посвященная 225-летию поэта, из тех, познавательное значение которых трудно переоценить. В конце августа в РОМИИ начнет работать «Пушкиниана в изобразительном искусстве» — экспозиция из собраний Государственного музея А.С. Пушкина и Ростовского областного музея изобразительных искусств. Вот уж где можно будет поговорить с юными посетителями о том, какое влияние оказало пушкинское слово на восприятие личности поэта художниками последующих времен!