Марецкая: что стоит за автографом
При разборке архива «Молота» в руки автора этих строк попалась старая фотография, изображенная на которой героиня узнавалась сразу — актриса Вера Марецкая. Надпись твердым почерком на обороте снимка гласила: «Дорогому Григорию Евсеевичу с нежностью. В. Марецкая. 1957 год. Ростов-на-Дону».
Значит, и в этом, далеком 1957-м, навещала Вера Петровна донскую столицу, так что упомянутый во многих статьях 1954-й был не последним годом ее возвращения на юг, несмотря на утверждения некоторых историков театра, что не прижилась эта «звезда столичной сцены» в южном провинциальном городе. Все-таки прижилась, да еще сохранила теплые чувства к легендарному ростовскому актеру Григорию Евсеевичу Леондору.
Творческий десант или ссылка
1930-е были не лучшим временем для советского театра. И это после 1920-х, когда Москва почиталась как мекка мирового театрального искусства. Труппы объединялись. Некоторым предлагали уехать в другие города страны, отказавшиеся театры как-то быстро закрывались. Студии Юрия Завадского власти также приказали покинуть Москву из-за организации «неортодоксального» творческого объединения. Труппа была отправлена в Ростов.
10 сентября 1936 года спектаклем «Любовь Яровая» по пьесе Тренева в новом здании Ростовского драматического театра имени Горького Юрий Александрович открыл свой первый провинциальный сезон. Ростовские зрители кинулись в театр смотреть одну из самых популярных тогда пьес, но шли прежде всего на Марецкую в главной роли. Тем более, что трактовка роли была необычной: актриса играла не «пламенную революционерку», а личную драму женщины.
Хозяйка сцены
Это прозвище заслужила Марецкая и из-за своего огромного таланта, и из-за трудолюбия и человечности, а вовсе не потому, что была бывшей женой режиссера. Любая другая после развода ушла бы в другой театр (и ведь приглашали же!). Но она осталась, даже несмотря на довольно резкие порой его замечания на репетициях. Они, как ни странно, остались друзьями, и, посомневавшись, Завадский продолжал занимать актрису в главных ролях. Именно на ростовской сцене она создала лучшие свои образы — Катарину в «Укрощении строптивой» и Мирандолину в «Трактирщице» Гольдони.
Но настоящую славу Марецкой принес кинематограф. Именно из Ростова она уезжала на съемки фильма «Член правительства», однако главной в ее жизни оставалась все-таки сцена. А в ростовском театре она была огромна (тогда зал вмещал две тысячи зрителей вместе 1200 нынешних), требовавшая открытого темперамента, широких жестов и звучного голоса,но Вера Петровна на ней не потерялась. И ее Лизонька в «Горе от ума», и Королева в «Стакане воды» буквально обольщали зрителей. Потом, как выяснилось, не только их: в Ростове Вера Марецкая второй раз вышла замуж за актера труппы Георгия Троицкого, погибшего потом в годы Великой Отечественной.
Коллеги
Какими тогда были отношения Веры Петровны и ростовского актера Григория Евсеевича Леондора, остается лишь догадываться. Судя по всему, они были хорошими партнерами на сцене (к примеру, она — Катарина, он — Грумио, слуга Петруччио в «Укрощении строптивой»), и дружили в жизни. Хорошо к Леондору относился и Завадский: Григорий Евсеевич был единственным актером ростовской труппы, которого Юрий Александрович упорно приглашал уехать с ним в Москву. Как известно, в 1940-м в столице был организован Театр имени Моссовета на базе театра-студии Завадского, который был назначен главным режиссером. Но Леондор остался верен театру имени Максима Горького до конца своих дней.
Преданность ростовской сцене
Начиналась же театральная карьера этого ростовчанина в Харькове, где, бросив второй курс юридического факультета университета, он поступил в труппу известного провинциального режиссера и педагога Николая Синельникова. Потом была служба в Конном театре Красной армии, работа в театральных труппах Таганрога, Краснодара, Новосибирска. С 1932 года Григорий Евсеевич связывает свою судьбу с театром драмы имени Максима Горького, работая в нем актером, а в разное время еще и главным режиссером, и директором.
Всего же он сыграл более 60 ролей. Характерный актер, с большим сочувствием Леондор представлял на сцене не только «маленьких» людей, но и Кутузова в знаменитой пьесе Соловьева. Его герой пользовался большим успехом, вдохновляя в 1941-42 годах уходящих на фронт бойцов. В 1942 году Леондору присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1949 — народного РСФСР.
Этот замечательный актер и после смерти в 1959 году не расстался со своим театром: на правом барельефе фасада здания изображены сопротивляющиеся «железному потоку» матросов и красноармейцев представители «донской Вандеи». Крайняя фигура слева — офицер Добровольческой армии, которого молодой тогда скульптор Сергей Корольков лепил с Григория Евсеевича Леондора
Вот о каких людях заставила вспомнить старая фотография из архива газеты, которая будет передана редакцией в музей театра.
P.S. В одной из пустовавших после восстановления здания театра (1964) комнат был найден архив народного артиста РСФСР Григория Леондора, переданный в музей театра.