Такая она, почти родная
Государство это действительно почти родное. Однако есть отличия — и в менталитете, и, естественно, в наличии всевозможных памятников, и — самое главное! — в чистоте белорусских городов и поселков.
Чисто!
Чистота улиц и проспектов — первое, что бросается в глаза, если сравнивать тот же Ростов с Минском и Витебском. Даже на вокзалах, даже около них, не говоря уже о внутренних помещений этих зданий общественного назначения. Нет, кое-где то, что называется в народе «свинством», встречается, но все как-то быстро убирается.
Почему — так? То ли белорусы более чистоплотны и не любят жить в грязи (а кто любит?!), то ли штрафы большие за брошенный окурок или шкурку банана (ну, как у Лужкова в свое время в Москве), то ли убирают улицы в братской республике не приезжие, а свои же жители, которым чистые улицы ласкают глаз. Возможно, все это работает вместе, но результат один — чисто!
В Витебск в Шагалу
Именно под таким девизом автор этих строк и стремилась в Белоруссию — на родину великого художника. Старые дома времен молодого Шагала сохранились (или восстановлен: в Великую Отечественную городок был на 90 % разрушен) в историческом центре, который сделали туристским местом. Здание ратуши теперь занимает краеведческий музей, по традиции скучноватый с неизменными чучелами убиенных животных и нечищенными монетами найденных кладов (муляжи?!).
Нынешняя улица Советская — пешеходная, на ней много ресторанчиков, восстановленных двух- и трехэтажных домиков состоятельных евреев, в нижних этажах которых магазины. Именно по ней с дегустацией наливок проходила экскурсия, где можно было услышишь про местные нравы, а также связанные с ними легенды. Тут же памятник самому высокому человеку в мире, рядом с которым любят запечатлеть себя туристы.
Здание витебской художественной народной школы, где обосновался УНОВИС (Учредители Нового Искусства) не просто восстановлено, но тщательно отреставрировано и в отличие от краеведческого музея удивляет использованием новых технологий. Вот на стекле в темной зале проступает профиль Шагала, который сменяется его же «Прогулкой» — двумя влюбленными, летящими над родным Витебском, изображениями прочих не менее известных полотен художника. Но если с подобным была встреча в Доме-музее Ахматовой в Санкт-Петербурге, то огромный, почти на всю стену монитор с более чем тысячью изображениями, связанными с жизнью Шагала, довелось увидеть впервые.
Этот огромный экран сенсорный: нажмешь на снимок или изображение, и оно увеличивается, предоставляя также текст о том, кто или что это такое.
Съезжались в Витебск в 1918-м художники-преподаватели и их ученики (а принимали всех желающих) потому, что в городе в преддверии начала советско-польской войны стояли воинские части, а, стало быть, не было бандитизма и — главное! — можно было купить хлеб. Художественное народное училище, созданное Шагалом как «министром культуры» Витебского района, работало почти круглосуточно. Но когда воинские части ушли, а училище сняли с госдовольствия, все начали потихоньку разъезжаться.
Одним из первых уехал Шагал, недовольный и заевшей его административной работой, и расхождением со взглядами Малевича, приглашенного в качестве преподавателя, на то, что должно происходить в училище — обучение детей живописи или поиски новых путей в искусстве. Уехал — чтобы через десятки лет дать свое имя и арт-центру, и дому-музею, где никогда не жил.
Первый и единственный выпуск Витебского художественного народного училища в количестве 10 человек, состоялся в 1922 году. Имена этих художников составили славу русского авангарда.
А Витебск теперь известен не только как родина великого живописца, но и место проведения «Славянского базара», одного из крупнейших музыкальных фестивалей Европы. Амфитеатр для концертов построен в центре и, по мнению горожан, похож на знаменитую кепку Лужкова.
Уменьшению числа жителей города поспособствовал ковид, а также отъезд в связи с санкциями филиалов зарубежных IT-фирм, забравших местных сотрудников с собой. Но пустым город не кажется, хотя туристов в нефестивальное время тут поменьше.
Замки
То, что на территории республики существуют замки, не удивляешься, когда узнаешь, что сначала эта территория принадлежала Литовскому княжеству, а затем — Речи Посполитой.
Почти все замки отреставрированы, кроме одного из встретившихся — замка в Ружанах. Эти колоритные руины, сообщил намерения властей гид, освободят от растительности, накроют крышей и в таком виде оставят. Почему бы так не поступить с Парамоновскими складами в Ростове, превратив их в национальный парк: ведь эстетика разрухи порой воздействует на зрителя сильней, чем подробное восстановление образчиков не лучшего вкуса прежних хозяев…
Самое большое впечатление цельностью образа производит замок у поселка Мир, прекрасно отреставрированный: кстати, единственное музейное учреждение, где пенсионерам предоставляется скидка на входные билеты. Ну, не любит минкультуры этой республики пенсионеров и журналистов!
А уж жителям Дона приятней посещать этот замок, чем кому-либо: 29 июня 1812 года казаки Платова под местечком Мир разгромили польскую конницу Великой армии Наполеона. Это было первое поражение, которое потерпел завоеватель на земле Российской империи.
Около Мирского замка пруд, в водной глади которого отражается это мощное сооружение, как в зеркале. Рядом парк, в котором построена церковь-усыпальница последних владельцев замка. Начинающий уже разрушаться замок выкупил во второй половине ХIХ века донской наказной атаман Николай Святополк-Мирский — скорее всего, из-за созвучия фамилии и названия, хотя известно, что никакого отношения этот род к местечку Мир на территории Речи Посполитой не имел. Князь Михаил, которому замок достался в наследство от отца Николая, поселился в юго-западной башне замка и пытался его возродить. Ему удалось до ухода в мир иной в 1938 году отреставрировать три башни замка из пяти.
Мирский замок как один из самых узнаваемых замков Беларуси и внесенный в охранный список ЮНЕСКО, размещен на купюре в 50 белорусских рублей.
Мирский замок был построен в конце XV — начале XVI веков родом Ильиничей. С 1568 года принадлежал Радзивиллам, с XIX столетия — князьям Витгенштейнам.
Впереди планеты всей
Промышленный потенциал современной Белоруси прекрасно демонстрирует завод, производящий знаменитые БЕЛАЗы, грузовики, способные перевести до 500 тонн груза. Они работает в карьерах и зарекомендовали себя по всему миру. Белоруссия — единственная страна, которая производит такие гиганты. Достаточно сказать, что одно колесо БЕЛАЗа достигает в диаметре четырех метров.
Санкции изрядно ударили по производству, но завод справился: теперь более 90 % деталей республика производит сама или получает из дружественных стран. Сдвинуть с места такой гигант, как БЕЛАЗ, непросто. Передние его колеса крутит дизель: расход топлива 1,7 тонн на 100 км. На этих колесах установлен электрогенератор. За счет вращения передних колес он вырабатывает электроэнергию по мере движения и подает ее на задние колеса, вращая их. В итоге получается гибридный двигатель, появившийся задолго до тех современных, что стоят сегодня на продвинутых авто.
Экскурсии на БЕЛАЗ, находящийся в городе Жодино, пользуются большой популярностью среди российских туристов, почему и проводятся несколько раз в день.
Словом, чудес в Белоруссии много, так что посетить ее стоит, выбирая интересный для себя маршрут. Ведь при пересечении границы этой страны с России даже паспорт не потребуют предъявить: правда, это в поезде, в автобусе попросят его развернуть — но и только.